Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.

В этой связи следует признать, что в российском обществе является недо­ оцененной экологическая функция кладбищ, особенно актуальная для городов. Между тем этническая и православная традиции захоронения, предполагающие посадку деревьев и кустарников у могил, не говоря уже о цветах (принадлежности городской культуры), способствуют тому, что на территории некрополя размеща­ ется значительная часть городских зеленых насаждений. В законодательстве мно­ гих стран кладбища приравнены к общественным и частным озелененным терри­ ториям, не подлежащим застройке. Парковый характер обширных кладбищ при­ ближает человека к природе и позволяет использовать их в городах как место от­ дыха. Память и поминки Можно уверенно предположить, что степень светского «оживления» обычного, не специализированного и не знаменитого кладбища коррелирует с его возрастом и сроком давности последних захоронений. «Старое кладбище» значи­ тельно легче становится не только сугубо мемориальным, но экскурсионно­ туристическим объектом постольку, поскольку отдаляет смерть во времени, делая ее частью «истории», а не эмоционально переживаемой «социальной памяти». В соответствии с этой трансформацией происходят изменения поминальной ритуа- листики, пересемантизация ритуальных действий. Кладбище, на котором не хо­ ронят, становится местом совершения не погребальных, а только поминальных обрядов. Это различие представляется существенным, если учесть различие смы­ слов тех и других. О.А. Седакова совершенно справедливо обратила внимание на это различие: «При совершении погребального обряда многое делается для з а б ­ в е н и я покойного <.. .>, в поминальный день наоборот - для п р о б у ж д е н и я п а м я т и об умерших. < ...> . Таким образом, побочный, противоречащий основ­ ному мотив похорон развивается в отдельный обряд, поминовение»22. В славяно-русской традиции, как и в культуре многих европейских наро­ дов, поминальная ритуалистика разработана в высшей степени. Поминальные об­ ряды входили (и входят) в индивидуальный погребально-поминальный цикл, в круг общественных календарных поминовений, связанных с земледельческим циклом, а также приурочены к различным местным праздникам. В частности, по этнографическим данным, поминовение сопутствовало храмовым праздникам, поскольку на них собиралось много родственников, что предоставляло широкие возможности для исполнения семейно-родового культа предков23. Особенно мас­ совыми были и остаются посещения кладбища во время летних и осенних празд­ ников (канун Пасхи, Семик, Ильин день). С конца XX в. исследователи едино­ душно отмечают активизацию календарных поминальных практик с посещением кладбища, особенно в центральных районах России, на Украине, в Белоруссии. Из года в год стало возрастать число посетителей кладбищ, сельских и городских, в поминальные «родительские» и другие предписанные традицией дни24. Знание поминальных обычаев обнаруживает достаточно высокий уровень сохранности, в том числе среди молодежи. Об этом свидетельствуют исследования, объектом которых было современное население малых городов Мурманской области25. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz