Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.

воспитания гражданской молодежи, молодых военнослужащих и т.д. Если мемо- риализация события или исторического периода не служит в данный момент ин­ тересам государства, посещение кладбища или осуществляется стихийно индиви­ дами (по степени причастности) и группами, или организуется общественностью, которая выражает интересы тех или иных групп. В последнем случае мемориаль­ ные мероприятия могут носить «протестный» характер. Вследствие исторических причин общее кладбище может приобрести уни­ кальный культурный статус и стать местом паломничества. Примером является Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, на котором похоронено много выдаю­ щихся людей, в первую очередь, писателей и которое получило благодаря этому название «Литераторские мостки». Другой пример - кладбище дачного поселка Комарово под Петербургом, место последнего успокоения ряда выдающихся уче­ ных, писателей, деятелей культуры. Многие кладбища приобрели известность и стали местом проведения экскурсий после того, как на них были похоронены из­ вестные личности. Не случайно на подобных кладбищах имеются указатели, как пройти к той или иной могиле. Еще одной причиной, по которой некрополи становятся экскурсионным объектом, является признание их культурно-эстетической ценности. Они пред­ ставляют интерес как средоточие произведений мемориальной скульптуры, типов надгробных сооружений, эпитафики и т.п. Естественно, что для специалиста (ис­ торика, филолога, скульптора и др.) любое кладбище обладает соответствующей ценностью. Что же касается посещения подобных некрополей непрофессионала­ ми, его условием служат известность объекта, знание о нем из доступных источ­ ников и/или включение в туристическую инфраструктуру. Заметим, что некрополь может быть местом осуществления ритуальных действий, отнюдь не связанных с погребением. Данное явление можно отнести к «вторичному использованию» культового места. Это касается, в первую очередь, символики отдельных субкультур. Так, представители молодежной субкультуры готов совершают свои ритуалы именно на территории кладбищ. В качестве повседневного пространства кладбище может быть «местом культурного отдыха», прогулок, особенно для любителей романтизированного культурного ландшафта некрополя (например, поклонников авторов, создавших «кладбищенскую поэзию»). Рекреационные возможности некрополя обычно от­ мечаются западными исследователями. Однако, в отличие от ряда западноевро­ пейских культур, российская традиция в значительно меньшей степени предпола­ гает такой вид отдыха, и кладбища выполняют данную функцию только в случаях, которые надо оговаривать специально. Во-первых, сами кладбища должны обла­ дать исключительными признаками: быть очень старыми, нетипично для России ухоженными (паркового типа), культурно отмеченными (прежде всего, в класси­ ческой литературе) и т.д. Во-вторых, «прогулки по кладбищу» практикуют только определенные категории лиц. Их социальные и субкультурные характеристики, обусловленные профессией, образованием, свойствами личности и т.д., скорее, тоже тяготеют к исключительности. И предпринимаются такие прогулки не столько с оздоровительными целями (подышать свежим воздухом), сколько ради «духовной» деятельности. В российском культурном пространстве кладбища в большей степени наделяются смыслами, которые препятствуют рекреации. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz