Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.
воспитания гражданской молодежи, молодых военнослужащих и т.д. Если мемо- риализация события или исторического периода не служит в данный момент ин тересам государства, посещение кладбища или осуществляется стихийно индиви дами (по степени причастности) и группами, или организуется общественностью, которая выражает интересы тех или иных групп. В последнем случае мемориаль ные мероприятия могут носить «протестный» характер. Вследствие исторических причин общее кладбище может приобрести уни кальный культурный статус и стать местом паломничества. Примером является Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, на котором похоронено много выдаю щихся людей, в первую очередь, писателей и которое получило благодаря этому название «Литераторские мостки». Другой пример - кладбище дачного поселка Комарово под Петербургом, место последнего успокоения ряда выдающихся уче ных, писателей, деятелей культуры. Многие кладбища приобрели известность и стали местом проведения экскурсий после того, как на них были похоронены из вестные личности. Не случайно на подобных кладбищах имеются указатели, как пройти к той или иной могиле. Еще одной причиной, по которой некрополи становятся экскурсионным объектом, является признание их культурно-эстетической ценности. Они пред ставляют интерес как средоточие произведений мемориальной скульптуры, типов надгробных сооружений, эпитафики и т.п. Естественно, что для специалиста (ис торика, филолога, скульптора и др.) любое кладбище обладает соответствующей ценностью. Что же касается посещения подобных некрополей непрофессионала ми, его условием служат известность объекта, знание о нем из доступных источ ников и/или включение в туристическую инфраструктуру. Заметим, что некрополь может быть местом осуществления ритуальных действий, отнюдь не связанных с погребением. Данное явление можно отнести к «вторичному использованию» культового места. Это касается, в первую очередь, символики отдельных субкультур. Так, представители молодежной субкультуры готов совершают свои ритуалы именно на территории кладбищ. В качестве повседневного пространства кладбище может быть «местом культурного отдыха», прогулок, особенно для любителей романтизированного культурного ландшафта некрополя (например, поклонников авторов, создавших «кладбищенскую поэзию»). Рекреационные возможности некрополя обычно от мечаются западными исследователями. Однако, в отличие от ряда западноевро пейских культур, российская традиция в значительно меньшей степени предпола гает такой вид отдыха, и кладбища выполняют данную функцию только в случаях, которые надо оговаривать специально. Во-первых, сами кладбища должны обла дать исключительными признаками: быть очень старыми, нетипично для России ухоженными (паркового типа), культурно отмеченными (прежде всего, в класси ческой литературе) и т.д. Во-вторых, «прогулки по кладбищу» практикуют только определенные категории лиц. Их социальные и субкультурные характеристики, обусловленные профессией, образованием, свойствами личности и т.д., скорее, тоже тяготеют к исключительности. И предпринимаются такие прогулки не столько с оздоровительными целями (подышать свежим воздухом), сколько ради «духовной» деятельности. В российском культурном пространстве кладбища в большей степени наделяются смыслами, которые препятствуют рекреации. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz