Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.
вания причастности к ним. То или иное отношение к некрополю и к разным кате гориям погребенных (могил) больше указывает на социальный тип посетителя, нежели свидетельствует о функции некрополя в обществе или об эволюционных функциональных изменениях. Тем не менее, вряд ли найдется много людей, спо собных занять позицию отстраненного визионера («туриста») на кладбище, где, например, похоронены собственные родители. Обходы могил (как «знакомых», так и «чужих»), которые практикуются во время посещений кладбища, функцио нально различаются. Одно дело - познавательный осмотр некрополя, другое - ви зит к «своим», в том числе с целью ухода за могилой. При этом существенным обстоятельством является принадлежность визитера к локальной, поселенческой группе, степень связи с ней. Аутсайдер не имеет «знакомых» среди похоронен ных, в отличие от включенного посетителя, который связан с умершими памятью общности и навещает известные ему могилы или отыскивает на табличках памят ников знакомые фамилии. Социальную дистанцию создает различие статусов посетителей кладбища, с одной стороны, и (прижизненного) погребенных, с другой стороны. Чтобы стать местом спонтанных или организованных экскурсий, некрополи должны обладать особыми свойствами, связанными с национальной, региональной, этнической, профессиональной или иного рода культурной значимостью и идентичностью. Это кладбища, на которых похоронены выдающиеся («знаковые») личности: по литические, культурные, церковные, военные деятели и т.п. Культ таких лично стей не составляет прямой аналогии культу предков, хотя и здесь не исключается действие идентифицирующего механизма, «сопричастности» для лиц определен ных категорий (так любители или деятели искусства совершают паломничество к могилам почитаемых музыкантов, художников, поэтов). Представляется, что в массовом варианте посещение могилы великого артиста, писателя, политика и т.п., скорее, соотносится с обычаем фотографироваться около достопримечатель ности, «отметиться» в известном месте и тем самым увеличить собственный куль турный капитал. Вообще говорить о «туристическом» значении некрополя следует с особой осторожностью. Во всех известных случаях, когда отмечается эта функция, речь, как правило, идет о разных вещах. При отсутствии «родных» могил кладбища становятся местом индивидуального или коллективного посещения и осмотра в силу различных причин. С этим аспектом функционирования некрополя связана проблема типологии мест захоронения в целом и кладбищ в частности. Типологи ческие вопросы должны рассматриваться особо. Пока лишь отметим в порядке гипотезы, что «специализированные» кладбища имеют больше шансов стать мес тами, посещаемыми в силу особого интереса, с познавательными или культовыми целями. Это касается, например, воинских кладбищ или участков захоронений, связанных с периодом войны (Великой Отечественной, афганской, любой другой), особенно если она осмысливается как «судьбоносное» в истории Отечества собы тие. Значительную часть населения соединяют с такими некрополями и память (личный и групповой опыт, переживание), и история (национальная идентифика ция). В силу этого обстоятельства посещение воинских погребений является де лом официальным и государственным, а, следовательно, включенным в систему обязательной индоктринации: школьного образования, военно-патриотического 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz