Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.

вания причастности к ним. То или иное отношение к некрополю и к разным кате­ гориям погребенных (могил) больше указывает на социальный тип посетителя, нежели свидетельствует о функции некрополя в обществе или об эволюционных функциональных изменениях. Тем не менее, вряд ли найдется много людей, спо­ собных занять позицию отстраненного визионера («туриста») на кладбище, где, например, похоронены собственные родители. Обходы могил (как «знакомых», так и «чужих»), которые практикуются во время посещений кладбища, функцио­ нально различаются. Одно дело - познавательный осмотр некрополя, другое - ви­ зит к «своим», в том числе с целью ухода за могилой. При этом существенным обстоятельством является принадлежность визитера к локальной, поселенческой группе, степень связи с ней. Аутсайдер не имеет «знакомых» среди похоронен­ ных, в отличие от включенного посетителя, который связан с умершими памятью общности и навещает известные ему могилы или отыскивает на табличках памят­ ников знакомые фамилии. Социальную дистанцию создает различие статусов посетителей кладбища, с одной стороны, и (прижизненного) погребенных, с другой стороны. Чтобы стать местом спонтанных или организованных экскурсий, некрополи должны обладать особыми свойствами, связанными с национальной, региональной, этнической, профессиональной или иного рода культурной значимостью и идентичностью. Это кладбища, на которых похоронены выдающиеся («знаковые») личности: по­ литические, культурные, церковные, военные деятели и т.п. Культ таких лично­ стей не составляет прямой аналогии культу предков, хотя и здесь не исключается действие идентифицирующего механизма, «сопричастности» для лиц определен­ ных категорий (так любители или деятели искусства совершают паломничество к могилам почитаемых музыкантов, художников, поэтов). Представляется, что в массовом варианте посещение могилы великого артиста, писателя, политика и т.п., скорее, соотносится с обычаем фотографироваться около достопримечатель­ ности, «отметиться» в известном месте и тем самым увеличить собственный куль­ турный капитал. Вообще говорить о «туристическом» значении некрополя следует с особой осторожностью. Во всех известных случаях, когда отмечается эта функция, речь, как правило, идет о разных вещах. При отсутствии «родных» могил кладбища становятся местом индивидуального или коллективного посещения и осмотра в силу различных причин. С этим аспектом функционирования некрополя связана проблема типологии мест захоронения в целом и кладбищ в частности. Типологи­ ческие вопросы должны рассматриваться особо. Пока лишь отметим в порядке гипотезы, что «специализированные» кладбища имеют больше шансов стать мес­ тами, посещаемыми в силу особого интереса, с познавательными или культовыми целями. Это касается, например, воинских кладбищ или участков захоронений, связанных с периодом войны (Великой Отечественной, афганской, любой другой), особенно если она осмысливается как «судьбоносное» в истории Отечества собы­ тие. Значительную часть населения соединяют с такими некрополями и память (личный и групповой опыт, переживание), и история (национальная идентифика­ ция). В силу этого обстоятельства посещение воинских погребений является де­ лом официальным и государственным, а, следовательно, включенным в систему обязательной индоктринации: школьного образования, военно-патриотического 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz