Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.

целом, так и локальных, этнических, профессиональных и прочих социальных групп. Вся эта информация извлекается, прежде всего, профессионалами при ис­ пользовании ими определенных научных процедур. Во-вторых, именно в качестве информационного пространства некрополь выступает местом коммуникации, и отнюдь не только ритуальной. В случае с исследователями-профессионалами коммуникация в пространстве некрополя может быть как опосредованной - через прочтение «текстов культуры» («памятники свидетельствуют», «старое кладбище рассказало» и т.п.), так и непосредственной - через общение с работниками клад­ бища, посетителями или представителями духовенства, между собой - в процессе работы на территории некрополя, при проведении «спонтанных экскурсий» с ин­ формантами и в некоторых иных коммуникативных ситуациях, которые иниции­ руются специалистами. Нет необходимости здесь перечислять и анализировать все прочие ситуации обмена информацией, которые естественным образом возни­ кают на кладбище и без участия профессионалов. Многообразие практик Рассмотрение некрополя как социального пространства в самом общем ви­ де может осуществляться в различных ракурсах: функциональном, типологиче­ ском, структурном, темпоральном, топографическом и некоторых других. Различ­ ные аспекты функционирования некрополей, в той или иной степени, постоянно являются предметом изучения в историко-этнографических и историко­ антропологических трудах. Фактически ни одно исследование, посвященное по- гребально-поминальным обрядам, не может обойтись без обращения к этому ло- кусу, поскольку описываются происходящие на нем ритуальные действия, риту­ альный этикет. В соответствии с этнографическим определением, кладбище - «место погребения усопших, с которым связаны поверья о пребывании душ умерших и демонов; «святое» место, где соблюдается известный ритуальный эти­ кет, совершаются поминальные обряды»6. Наиболее интересные в теоретическом отношении идеи о кладбище как социальном пространстве содержатся в «класси­ ческих» этнографических трудах Д.К. Зеленина7 и структурно-семиотических ис­ следованиях погребального обряда (работы О.А. Седаковой8, А.К. Байбурина9). Эти идеи связаны с социальной дифференциацией погребений в зависимости от статуса смерти («естественной» или «неестественной»), с функционированием пространства кладбища в процессе развертывания ритуального сценария, с внут­ ренней стратификацией некрополя, семиотикой кладбища в целом и отдельных его частей, ролями участников погребения и т.д. Много конкретных наблюдений, которые позволяют делать выводы социологического характера, содержат выпол­ ненные на эмпирических данных описания традиционных погребально­ поминальных обрядов разных регионов России10. Что касается специальных этно­ графических работ, то они единичны” или преимущественно описательны, ло­ кальны и посвящены исключительно сельским кладбищам12. Широкие сравни­ тельные исследования этнолокальных и региональных некрополей, в которых бы рассматривались религиозно-конфессиональные и этнические традиции организа­ ции кладбищ в национальном социальном пространстве13, насколько нам извест­ но, на российском материале пока отсутствуют. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz