Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.
целом, так и локальных, этнических, профессиональных и прочих социальных групп. Вся эта информация извлекается, прежде всего, профессионалами при ис пользовании ими определенных научных процедур. Во-вторых, именно в качестве информационного пространства некрополь выступает местом коммуникации, и отнюдь не только ритуальной. В случае с исследователями-профессионалами коммуникация в пространстве некрополя может быть как опосредованной - через прочтение «текстов культуры» («памятники свидетельствуют», «старое кладбище рассказало» и т.п.), так и непосредственной - через общение с работниками клад бища, посетителями или представителями духовенства, между собой - в процессе работы на территории некрополя, при проведении «спонтанных экскурсий» с ин формантами и в некоторых иных коммуникативных ситуациях, которые иниции руются специалистами. Нет необходимости здесь перечислять и анализировать все прочие ситуации обмена информацией, которые естественным образом возни кают на кладбище и без участия профессионалов. Многообразие практик Рассмотрение некрополя как социального пространства в самом общем ви де может осуществляться в различных ракурсах: функциональном, типологиче ском, структурном, темпоральном, топографическом и некоторых других. Различ ные аспекты функционирования некрополей, в той или иной степени, постоянно являются предметом изучения в историко-этнографических и историко антропологических трудах. Фактически ни одно исследование, посвященное по- гребально-поминальным обрядам, не может обойтись без обращения к этому ло- кусу, поскольку описываются происходящие на нем ритуальные действия, риту альный этикет. В соответствии с этнографическим определением, кладбище - «место погребения усопших, с которым связаны поверья о пребывании душ умерших и демонов; «святое» место, где соблюдается известный ритуальный эти кет, совершаются поминальные обряды»6. Наиболее интересные в теоретическом отношении идеи о кладбище как социальном пространстве содержатся в «класси ческих» этнографических трудах Д.К. Зеленина7 и структурно-семиотических ис следованиях погребального обряда (работы О.А. Седаковой8, А.К. Байбурина9). Эти идеи связаны с социальной дифференциацией погребений в зависимости от статуса смерти («естественной» или «неестественной»), с функционированием пространства кладбища в процессе развертывания ритуального сценария, с внут ренней стратификацией некрополя, семиотикой кладбища в целом и отдельных его частей, ролями участников погребения и т.д. Много конкретных наблюдений, которые позволяют делать выводы социологического характера, содержат выпол ненные на эмпирических данных описания традиционных погребально поминальных обрядов разных регионов России10. Что касается специальных этно графических работ, то они единичны” или преимущественно описательны, ло кальны и посвящены исключительно сельским кладбищам12. Широкие сравни тельные исследования этнолокальных и региональных некрополей, в которых бы рассматривались религиозно-конфессиональные и этнические традиции организа ции кладбищ в национальном социальном пространстве13, насколько нам извест но, на российском материале пока отсутствуют. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz