Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.

бище» является социокультурной универсалией. Без сомнения, самой парадок­ сальной. 1 Статья выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» по проекту «Погребально-мемориальная культура «советских» городов в XX - начале XXI вв.» 2 Лукина Т.С. Современные надгробные сооружения: к вопросу об изучении / Города Заполярья: социально-антропологические и социально-экономические аспекты // Наука и бизнес на Мурмане, №2, 2009. С. 43-45. 3 Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 35. 4 Burke P. Geschichte als soziales Gedachtnis // Assman A., Harth D. (Hrsg.) Mnemosyne. Frankfurt, 1991. P.289-304; Ассман Я. Культурная память. С.45. 5Федоров П.В., Синицкий А.Н. Мурманский некрополь. Мурманск: Кн. изд-во, 2008. - 208 с.; Кольский некрополь - памятник истории и культуры северного уездного города России XIX - начала XX вв.: Каталог / Сост. П.В. Федоров, А.А. Малашенков. Мурманск, 2010. - 19 С.; Малашенков А. А., Федоров П.В. Коляне (XIX - первая четверть XX в.) : историко­ генеалогический атлас / Под общ. ред. П. В. Федорова - Мурманск: Мурм. гос. пед. ун-т, 2010.- Ч . 1. С. 22. 6 Плотникова А. А. Кладбище // Славянские древности: Этнолингвистический словарь под общей ред. Н.И. Толстого. Том 2. М.: Международные отношения, 1999. С.503. 7 Зеленин Д.К. К вопросу о русалках. (Культ покойников, мерших неестественной смертью у русских и у финнов) // Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1901-1913. М.: «Индрик», 1994. С.230-298; Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки / Вступ. статья Толстого Н.И., подгот текста, комм, и указатели Левкиевской Е.Е. М.: Индрик», 1995. - 4 3 2 с. 8 Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: «Индрик», 2004. - 3 2 0 С. 9 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. - 240 с. 10 Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обряды у русских: связь живых и умерших // Православная жизнь русских крестьян ХІХ-ХХ веков. Итоги этнографических исследований. М.: Наука, 2001. (363 С.) С.72-87; Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1993. С. 101— 213; Носова Г.А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки. М.: ИЭА РАН, 1993. 254 С. (Российский этнограф. Альманах. № 6); Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел. Конец XIX - начало XX вв. Л.: «Наука», 1985. С.52-132; Тульцева Л.А. Погребальные и поминальные обычаи // Русские. (Этносоциологические очерки). М.: Наука, 1992. С.355-368. 11 Байбурин А.К. К семиотике кладбища у восточных славян // Семиотика культуры: тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры. Архангельск, 1988. С.25-27. 12 Логинов К.К. Похоронный обряд и кладбище поморского села Гридино // Живая старина, 2003, № 2. С. 2-5; Добровольская В.Е., Кулешов А.Г. Кладбище в традиционной культуре Гороховецкого района // Живая старина, 2003, № 2. С. 6-10; Иванова А.А. Кладбища и могильники в культурной традиции Пинежского района Архангельской области. - Традиционная культура, 2007, № 28, с. 117-122; Карвалейру А.М., Матлин М.Г. Современные кладбища Ульяновской области // Живая старина, 2010, № 1, с.23-26 и др. 13 См., напр, американское исследование Р. Мейера, в котором кладбища рассматриваются как представительства истории, этничности, культуры различных конфессиональных и 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz