Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.
одновременно зависит от глобальных трансформационных процессов и от личных переживаний отдельного человека. С точки зрения рассматриваемой нами про блематики, важно, что свои функции кладбище выполняет по-разному и по отно шению к разным социальным субъектам. Оно является общественно и индивиду ально значимым местом. Есть некрополи государственной значимости, есть «ме стночтимые» (для локальных общностей). Особым образом связаны кладбища как таковые или определенного типа с теми или иными социальными группами (кон фессиональными, профессиональными, субкультурными и пр.). Отдельные участ ки кладбищ, представляющие собой индивидуальные или семейные захоронения, являются «семейно-родовой» территорией, или семейной собственностью, и вы полняют свои функции для семейных групп или индивидов. При этом нормы и ценности, потребности, представления различных субъектов в отношении клад бища, способа захоронения, оформления могил, использования пространства и многого другого могут не совпадать. С развитием похоронного бизнеса многие функции семьи (и ближайших к ней общностей) в подготовке покойного к погребению и функции церкви - по осуществлению обряда перешли к таким организациям как морг и ритуальная служба. При этом трансформировались не только ритуальные сценарии, на что этнографы обращали внимание еще в 1970-1980-е гг. Изменилась структура соци альных взаимодействий, связанная с некрополем, то есть произошла переоргани зация социального пространства кладбища30. В истории российского некрополя (как и в истории других национально-культурных ареалов) такие «перестройки» не являются редкостью. На них влияют социально-экономические реформы, изме нения законодательной базы похоронного дела, переопределение статусов соци альных институтов, технологические трансформации и ряд других факторов. С точки зрения функционирования социального пространства некрополя сущест венно то, что кладбище, призванное быть местом «упокоения» и «умиротворе ния», становится местом серьезных социально-экономических конфликтов. Ха рактерное заглавие одной из публикаций на эту тему: «Бизнес бьется за смерть» - говорит само за себя31. Не случайно на вопросы функционирования кладбищ на чали обращать внимание социологи, сосредоточенные, как правило, на актуаль ных современных социальных проблемах. Анализируя такие новые тенденции в развитии похоронного' дела в пореформенной России, как коммерциализация, профессионализация и другие, они делают вывод, что «кладбище превращается в арену демонстрации намерений, предоставления доказательств устойчивости и значимости социальных позиций в современной общественной ситуации <...>. Непрозрачный ход событий в современном обществе преобразовывается на клад бище в легкую для считывания форму»32. Ради соблюдения исторической справедливости заметим, что кладбища во все эпохи были «ареной демонстрации социальных позиций». Варьировались со циальные субъекты, их «удельный вес», предмет и способы противостояния. Но будь то религиозные институты, этнические культуры, корпорации, сословия, кланы, семьи, ритуальные службы или другие социальные агенты в соперничестве за статус, правильное погребение, распределение материальных ресурсов, духов ные ценности, доход, культурные смыслы, земельные участки и прочее - они представляют неопровержимые свидетельства того, что «борьба за место на клад 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz