Разумова, И. А. Некрополь как социальное пространство: функциональные аспекты // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 4-16.

Одна из важных социальных функций кладбища для жителей городов состоит в том, что оно служит местом работы или объектом профессиональной деятельно­ сти. Опосредованно к работе кладбища имеют отношение многие институты, уч­ реждения и организации. Непосредственными субъектами этой деятельности яв­ ляются работники кладбища и различных фирм, предоставляющих ритуальные услуги. С их точки зрения, как и с позиций технологов, основными функциями некрополя являются грамотное осуществление погребения на основе разработан­ ных технологий, а также санитарная и экологическая, которые реализуются в дея­ тельности по обустройству мест погребения в соответствии с установленными нормативами28. Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» 1996 г. похоронное дело выделено в самостоятельную отрасль. Этим же законом гарантировано, что существующие места захоронений не подлежат сносу. Утилитарные функции кладбищ постоянны и не утрачиваются, несмотря на распространение кремации. Во-первых, православная церковь - один из глав­ ных институтов, обеспечивающих погребение, неодобрительно относится к «ог­ ненному» его варианту, и ее точка зрения влияет как на верующих, так и на нере­ лигиозных приверженцев соблюдения православных (или иных этноконфессио- нальных) похоронных традиций. Во-вторых, крематории имеются только в круп­ ных городах, в которых проживает меньшая часть населения России. В-третьих, погребальные практики относятся к числу самых консервативных, и преодолеть действие социально-психологического фактора в этом случае очень сложно, нуж­ но длительное время. Наконец, кремирование не отменяет последующего захоро­ нения урн на кладбищах. Все это актуализирует деятельность отрасли, которая, учитывая всеобщий характер потребности в ней, является очень прибыльной. В последние годы получил распространение обычай анонимного погребе­ ния урн с прахом, при котором урну безо всякой атрибуции захоранивают в землю на специально отведенных для этого участках, практически без растительности, просто задерненных травой. Практика эта началась в Дании. В настоящее время многие города в Европе с населением более 50 ООО человек отводят участки для анонимного захоронения урн. Тем самым оказывается доминирующим утилитар­ ное назначение места погребения. Отношение тех или иных категорий людей к данному явлению, как и к различным проектам рациональной утилизации челове­ ческих останков, достойно обширных сравнительных исследований. «Аноним­ ность после смерти, по всей вероятности, является следствием обезличивания че­ ловека в нашем обществе, - пишет в этой связи один из старейших работников похоронной отрасли в России. - Чувство одиночества, опасение, что родственники не будут приходить на могилу, оставят ее в запустении, а иногда и финансовые соображения могут быть причиной принятия решения об анонимном погребении. Отсутствие надписи или иного обозначения места захоронения нередко начинает ощущаться родственниками умершего как невосполнимая потеря и препятствие для посещения могилы близкого человека»29. Налицо целый комплекс драматиче­ ских противоречий между интересами и ценностями человека, семьи, общества. Функционирование кладбищ связано с их особенностями, которые опреде­ ляются местом, временем, типами захоронений, социальным статусом погребен­ ных, распределением ролей и ресурсов между участниками погребально­ поминальных мероприятий и рядом других дифференцирующих признаков. Оно 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz