Разумова И. А. Воспоминания советского геолога как спонтанный этнографический источник // Кунсткамера. – 2023. – 3 (21). – С. 229-241.
Разумова И.А. Воспоминания советского геолога как спонтанный этнографический источник молоко, так как увидели у них признаки сифилиса; местный же геолог отнесся иначе, сообщив, что в Казахстане это повсеместно, и молоко можно вскипятить (с. 265). Опасность исходит и от загрязнения водоемов отходами производств, химикатами. Прежде всего это касается среднеазиатских регионов, где купание чревато заболеванием. Ситуация усугуб ляется тем, что на медицинскую помощь надежды нет. Когда 1980 г. в Таджикистане всех работ ников геологоразведочной партии заставляли прививаться от чумы, геологи отказались, так как увидели, что «местный фельдшер — полуграмотный, грязный, вечно пьяный таджик — делает прививки всем одним и тем же шприцем в каком-то грязном сарае» (с. 498). Неквалифицированный местный лекарь (киргиз, таджик и пр.) — распространенный персонаж экспедиционных рассказов. В отсутствие профессионального (трезвого) медработника медицинскую помощь жителям оказывают геологи. Ситуация повторяющаяся, относится к разному времени. В алтайской экспе диции Евгения Борисовна дала лекарство ребенку, погибавшему от диспепсии, и тот выздоровел. Делать это пришлось тайно, поскольку местный начальник геологической партии возражал во избежание ответственности. Несколько десятилетий спустя в таджикскую экспедицию поварихой поехала медсестра. Она «пользовалась огромным авторитетом среди местного населения, так как снабжала их всякими лекарствами» и спасла жизнь человека, которого уже считали умирающим, после чего «таджики смотрели на нее, как на бога» (с. 528). Из-за неблагоприятных медико-гигиенических условий опасно откликаться на традиционное гостеприимство. Как-то Халезову с коллегой пригласили в ближний кишлак, где они увидели, что перед жилищем «на айвоне (помосте посреди двора, на котором и едят, и спят) был накрыт стол, на расстеленной скатерти не первой свежести стояло несколько заварных чайников, большие пиа лы, наполненные урюком, изюмом и грецкими орехами, и всего четыре маленьких пиалы для чая», предназначенные почетным гостям. После них из тех же пиал стали пить поочередно остальные по кругу, после чего Евгения Борисовна с напарницей отказались от чаепития из-за риска дизен терии (с. 527-528). При этом автор отдает дань гостеприимству и приветливости таджиков («где таджики, там и плов»), что часто делает отказ невозможным даже вопреки распространению среди населения желудочно-кишечных заболеваний. Сталкиваясь с «иными» народами, приезжий специалист в соответствии со стереотипами находит подтверждения «традиционализма» (асинхронности) культурных моделей — семейных, гендерных, религиозных, которые и фиксирует в первую очередь. В Закарпатье на мемуаристку произвела впечатление устойчивость семейного быта и поведения. По воскресеньям сельские жители семьями посещали греко-украинскую католическую церковь, молодые ребята «приходили вместе со своим отцами нарядные, в белых рубашках и если не входили в церковь, то чинно си дели на лавочках в церковном дворе. Не пойти в церковь в воскресенье они не могли — отцы не допускали этого. В Закарпатье дети, даже когда они становились взрослыми, почитали своих родителей» (с. 419). Услышанное в Таджикистане предание о водопаде, где утопились две девуш ки от несчастной любви, служит автору для подтверждения «факта»: «В Азии невесту жениху выбирают родители. Ни о какой любви там и речи быть не может. < . > Этот обычай существует даже в городских интеллигентных семьях» (с. 497). Участницы экспедиции в Киргизию переска зывают историю о печальной судьбе русской женщины, вышедшей замуж за киргиза. Муж не разрешил ей работать по специальности, и она «превратилась в рабыню», «даже за стол не имела права сесть вместе со всеми», «как принято в азиатских странах обращаться со своими женщи нами» (с. 458). В поведении приезжие руководствуются устойчивыми представлениями на основе транс лируемого опыта. Типична ситуация, когда коллеги-мужчины спасают или предварительно предо стерегают женщину-геолога от посягательств местных мужчин. В поездке по Закавказью две участницы экспедиции хотели недалеко отойти от стоянки, чтобы помыться, но им не позволили: «Кругом азербайджанцы ходят, и не надо рисковать» (с. 506). Сама профессия геолога представ ляется опасной для женщин не только в силу тягот полевой жизни. В книге есть несколько исто 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz