Разумова И. А. Воспоминания советского геолога как спонтанный этнографический источник // Кунсткамера. – 2023. – 3 (21). – С. 229-241.
КУНСТКАМЕРА IKUNSTKAMERA № 4 (22) ■2023 информацию, с помощью которой создаются этнокультурные образы мест. Содержание этногра фических наблюдений свидетельствует в первую очередь о знаниях, представлениях и коммуни кативном опыте автора. КОММУНИКАТИВНЫЕ И НАРРАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ Рассматриваемый текст можно определить как источник первичной информации (или «фак тов действительности»), который отличается от источника, сформированного по результатам по левой этнографии (Дмитриев 2015: 40). Подходить к нему как к источнику можно лишь с учетом жанрово-видовой природы повествования. Рассказчица описывает свой жизненный путь и на его протяжении личный опыт межкультурных контактов. Они сопутствовали профессиональной по вседневности и осуществлялись в ситуациях, круг которых более или менее ограничен: а) быто выми потребностями, б) производственной необходимостью, включающей местонахождение, в) традицией рассказывания (устной и литературной) о встречах с «инокультурной» реальностью, г) идентификацией факта как показательного для самоопределения и самопрезентации или же выделяющегося, событийного, драматургически ценного. Такие ситуации и случаи воплощаются в устойчивых повествовательных мотивах. Одним из «общих мест» самых разных произведений о встречах аборигенов с приезжими является ситуация, когда местные жители (чаще всего дети) удивляются новым для них предметам, одежде, поведению, смеются над ними, пытаются освоить. Ранние эпизоды относятся к первым полевым сезонам в Башкирии: «Местные жители поинтересовались: в чем же мы спим, а когда узнали, что в спальных мешках, то долго смеялись и вечером пришли целой толпой смотреть — что это за мешки и как же мы будем в них залезать» (с. 180); «В деревнях башкирские ребятишки бегали за мной стайкой, показывали пальцами и смеялись. Причиной этому было то, что я ходила в длинных сатиновых шароварах и казалась им полуодетой, так как у них женщины носят такие шаровары под юбкой» (с. 200). Почти сорок лет спустя в таджикском поселении навстречу гео логам выбежали дети: «веселые, чумазые, нечесаные, но с сережками в ушах, с красными лента ми и в ярких одеждах». Они выпрашивали темные очки, выстроились в очередь, чтобы посмотреть в окошечко фотоаппарата. Один из них попросил показать солнцезащитные очки и тут же исчез с ними (с. 498). Повторяется ситуация, когда геолог наблюдает семью в местном, опознаваемом как этниче ское, жилище. Посещение происходит в поисках продуктов, при необходимости переночевать, редко — в качестве гостя. В Башкирии в походе за маслом путников застала ночь, возница-татарин заехал домой в свою деревню: «Открылись двери. Мы вошли. Семья большая — человек десять. Все смотрят на меня с удивлением, о чем-то наперебой спрашивают бабая. По-русски никто ни слова. В доме нары вдоль стены. На них спят и едят. Напротив нар в углу большая печка, в кото рую вмазан котел, в нем варят похлебку и кипятят белье» и т. д. (с. 178). В алтайской экспедиции 1945 г. геологи ездили за медом на дальний прииск и попали в дом к староверам: «Мы постучали, но нам никто не ответил. Тогда мы толкнули дверь и вошли. Большая семья сидела за столом, но никто не обернулся на скрип открывающейся двери». Далее следует описание дома и семьи, ока завшей гостеприимство при всей внешней суровости (с. 256-258). Описано также посещение юрты в казахском селе на Алтае (с. 264). Характерным, в том числе для историй этнографов, мотивом является нахождение в опасной медико-гигиенической ситуации при посещении дома местных жителей. В татарском доме ме муаристка заметила, что вся семья больна трахомой — «глаз не видно, сплошные отеки и язвы». Ей предложили еду в стоящей на нарах общей большой миске, «вокруг которой, поджав под себя ноги, расположилась вся семья», но по указанию хозяина дали отдельную миску. После еды «ста ли укладываться все вповалку на эти же нары», однако она со своим спальным мешком вышла и ночевала на скотном дворе (с. 178). В казахском селе приезжие геологи не стали брать у хозяев 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz