Разумова И. А. Воспоминания советского геолога как спонтанный этнографический источник // Кунсткамера. – 2023. – 3 (21). – С. 229-241.

КУНСТКАМЕРА IKUNSTKAMERA № 4 (22) ■2023 информацию, с помощью которой создаются этнокультурные образы мест. Содержание этногра­ фических наблюдений свидетельствует в первую очередь о знаниях, представлениях и коммуни­ кативном опыте автора. КОММУНИКАТИВНЫЕ И НАРРАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ Рассматриваемый текст можно определить как источник первичной информации (или «фак­ тов действительности»), который отличается от источника, сформированного по результатам по­ левой этнографии (Дмитриев 2015: 40). Подходить к нему как к источнику можно лишь с учетом жанрово-видовой природы повествования. Рассказчица описывает свой жизненный путь и на его протяжении личный опыт межкультурных контактов. Они сопутствовали профессиональной по­ вседневности и осуществлялись в ситуациях, круг которых более или менее ограничен: а) быто­ выми потребностями, б) производственной необходимостью, включающей местонахождение, в) традицией рассказывания (устной и литературной) о встречах с «инокультурной» реальностью, г) идентификацией факта как показательного для самоопределения и самопрезентации или же выделяющегося, событийного, драматургически ценного. Такие ситуации и случаи воплощаются в устойчивых повествовательных мотивах. Одним из «общих мест» самых разных произведений о встречах аборигенов с приезжими является ситуация, когда местные жители (чаще всего дети) удивляются новым для них предметам, одежде, поведению, смеются над ними, пытаются освоить. Ранние эпизоды относятся к первым полевым сезонам в Башкирии: «Местные жители поинтересовались: в чем же мы спим, а когда узнали, что в спальных мешках, то долго смеялись и вечером пришли целой толпой смотреть — что это за мешки и как же мы будем в них залезать» (с. 180); «В деревнях башкирские ребятишки бегали за мной стайкой, показывали пальцами и смеялись. Причиной этому было то, что я ходила в длинных сатиновых шароварах и казалась им полуодетой, так как у них женщины носят такие шаровары под юбкой» (с. 200). Почти сорок лет спустя в таджикском поселении навстречу гео­ логам выбежали дети: «веселые, чумазые, нечесаные, но с сережками в ушах, с красными лента­ ми и в ярких одеждах». Они выпрашивали темные очки, выстроились в очередь, чтобы посмотреть в окошечко фотоаппарата. Один из них попросил показать солнцезащитные очки и тут же исчез с ними (с. 498). Повторяется ситуация, когда геолог наблюдает семью в местном, опознаваемом как этниче­ ское, жилище. Посещение происходит в поисках продуктов, при необходимости переночевать, редко — в качестве гостя. В Башкирии в походе за маслом путников застала ночь, возница-татарин заехал домой в свою деревню: «Открылись двери. Мы вошли. Семья большая — человек десять. Все смотрят на меня с удивлением, о чем-то наперебой спрашивают бабая. По-русски никто ни слова. В доме нары вдоль стены. На них спят и едят. Напротив нар в углу большая печка, в кото­ рую вмазан котел, в нем варят похлебку и кипятят белье» и т. д. (с. 178). В алтайской экспедиции 1945 г. геологи ездили за медом на дальний прииск и попали в дом к староверам: «Мы постучали, но нам никто не ответил. Тогда мы толкнули дверь и вошли. Большая семья сидела за столом, но никто не обернулся на скрип открывающейся двери». Далее следует описание дома и семьи, ока­ завшей гостеприимство при всей внешней суровости (с. 256-258). Описано также посещение юрты в казахском селе на Алтае (с. 264). Характерным, в том числе для историй этнографов, мотивом является нахождение в опасной медико-гигиенической ситуации при посещении дома местных жителей. В татарском доме ме­ муаристка заметила, что вся семья больна трахомой — «глаз не видно, сплошные отеки и язвы». Ей предложили еду в стоящей на нарах общей большой миске, «вокруг которой, поджав под себя ноги, расположилась вся семья», но по указанию хозяина дали отдельную миску. После еды «ста­ ли укладываться все вповалку на эти же нары», однако она со своим спальным мешком вышла и ночевала на скотном дворе (с. 178). В казахском селе приезжие геологи не стали брать у хозяев 236

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz