Разумова, И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере : (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. – Апатиты, 2009. – С. 37-50.

описаний, в поморских домах сохранялись порядок, чистота, достоинство [Ушаков, 1998, с.ЗЗ ]. Обстановка жилища поморской семьи в 1921 г., по мнению исследователя, свидетельствует о «культурных привычках» населения: «В самой обыкновенной избе, обставленной с самой скромной простотой, все, однако, имеет такой вид, как будто бы хозяева приготовились к встрече большого праздника: стены чистые, полы тщательно вымыты и покрыты дорожками, столы и лавки блестят чистотой. Попадаются нередко и признаки комфорта, в виде мягкой мебели» [Никольский, 1927, с.29]. Впечатления этнографа в 1960-е гг. точно такие же: «Северяне любят чистоту так, как это даже трудно себе представить. Достаточно сказать, что не только крыльцо, но и мостки, ведущие от крыльца к калитке, в поморских деревнях хозяйки моют ежедневно, причем скребут ножом до белого цвета. На эти скобленые мостки с непривычки даже как-то неудобно ступать» [Балашов, 1969, с.256]. Усилиями более писателей и журналистов, а не профессиональных этнографов или этносоциологов, создан культурный образ Терского берега как «заповедника народного искусства». Этому способствовало углубленное изучение фольклорных традиций, хорошо развитых в Поморье. Сформировался стереотип этнографического описания поморской культуры: «На этом побережьи сохранились старинные обычаи, сказания, песни. И язык здешних поморов удивительно своеобразный и образный. В Умбе доживает последний известный сказочник...» [Рихтер, 1929, с.45]; «Долгие зимние вечера, когда рыбаки плели сети, артели лесорубов коротали время в землянках, а женщины «на посидках» пряли, вязали, - располагали к долгим и спокойным старинам, напевавшимся сольно и хором. < ...> . И сейчас еще в Варзуге без пословицы и слова не молвится, а без песни никакое дело не делается» [Яковенко, 1985, с. 105]. Чтобы не лишать терчан свойства «цивилизованности», в описании их быта конца XX в. автор подчеркивает совмещение старинного и современного: «архаичные сарафаны и жакеты в Варзуге так же естественны, как и современные платья и пальто. В древних избах одинаково в почете:и старая утварь, и новая бытовая техника» [Яковенко, 1985, с. 107]. Очевидно, что для понимания культурно- бытовых особенностей современной поморской семьи этого недостаточно. Попытка приблизиться к более глубокому пониманию была нами предпринята в ходе пилотажного социально-антропологического исследования в селе Чаваньга [Пация, Разумова, 2007], результаты которого побуждают к дальнейшей работе в этом направлении. Колонисты и переселенцы В последней трети XIX в. этническая ситуация на Кольском Севере заметно изменилась. Это связано, во-первых, с интенсификацией процесса колонизации Мурманского берега, во-вторых, с переселением на полуостров ижемских коми, которые существенно повлияли на хозяйственно-бытовой уклад аборигенного населения. Каждый из этих процессов заслуживает специального рассмотрения в аспекте нашей темы, в каждом случае возникают самостоятельные исследовательские сюжеты. При этом история всех переселенческих групп может быть объединена проблемой их поэтапной адаптации к жизни в новых условиях и к меняющейся социальной реальности, тем более, что историографическая и источниковая базы позволяют это сделать. Предмет нашего внимания - 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz