Разумова, И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере : (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. – Апатиты, 2009. – С. 37-50.

и ряда других особенностей. С другой стороны, их хозяйственно-культурный тип отличается от основного традиционного русского настолько, что для помора русская земледельческая деревня предстает едва ли не экзотической в сравнении, например, с саамским рыболовецким поселением. Сложность методологического характера заключается в том, что поморский ареал Кольского Севера является частью относительно цельного этнокультурного образования - Поморья, население которого обладает выраженными общими признаками, единым традиционно-бытовым комплексом. В настоящее время мы располагаем историко-этнографическими трудами, в которых с разной степенью обстоятельности рассматривается культура поморов, в том числе Терского и Кандалакшского берегов Белого моря. Наиболее авторитетны работы Т.А.Бернштам [19786; 1983], в которых проанализирован не только хозяйственно-культурный облик группы, но и ритуально-праздничные комплексы, а также особенности социализации молодежи. Поморская культура рассмотрена в контексте севернорусской с учетом общего и особенного в них, и одновременно выявлен ряд специфических отличий в материальной и обрядовой культуре поморов разных берегов. При описании материальной культуры основательно и детально выполнен анализ жилищного комплекса, а из обрядов исключительное внимание уделяется свадьбе. Очень ценными являются наблюдения, касающиеся брачного возраста, добрачного поведения молодежи и брачных установок поморских семей. Свадебный обряд анализируется очень подробно, на основании полевых и архивных данных, со всеми локальными вариациями [Берниггам, 1983, с.118-140]. По мнению Т.А.Бернштам, родильные, крестильные и похоронные обряды значительно уступали по развитости свадебным, и «выявление их специфики в поморском регионе возможно только на севернорусском фоне» [Там же, 1983, с. 140]. Как нам представляется, дело еще и в репрезентативности этнографических данных, и в интересе исследователей. Поморская свадьба - один из самых привлекательных сюжетов для этнографов и фольклористов, что соответствует общим предпочтениям этнографической науки. Традиции Терского и Кандалакшского берегов занимают в описаниях этого обряда достойное место [Верещагин, 1848; Балашов, 1969; Бернштам, 1978а; Бернштам, Лапин, 1974]. В функциональном и структурном отношениях, по распределению власти и семейных ролей поморская семья была патриархальной, по крайней мере, в большинстве случаев (70%) [Бернштам, 1983, с.99]. Т.А.Бернштам установила, что значительную роль в организации промыслового хозяйства играла семейная артель, которая «являлась в Поморье первичной, элементарной производящей и потребительской единицей во всех речных и во многих морских рыбных промыслах, а в некоторых случаях - в морском зверобойном промысле, солеварении и в сельском хозяйстве. Широкое распространение семейных артелей в Поморье было следствием повсеместного существования здесь «большой семьи», представлявшей естественную форму производственного коллектива [Бернштам, 19786, с. 150], «функции, структура и самоуправление такой артели соответствовали внутрисемейным отношениям большой семьи» [Там же, 19786, с. 153-154]. Особое значение имел семейный лов на Терском берегу, поскольку он занимал там продолжительный осенний период, и жители «уходили на него всей общиной (селением), забирая с собой скот и домашнее имущество. Каждая семейная артель имела там промысловую избу, в которой протекала одновременно ее семейная и активная производственная жизнь. Эта 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz