Разумова, И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере : (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. – Апатиты, 2009. – С. 37-50.
Т.В.Лукьянченко по этнической истории и материальной культуре саамов [Лукьянченко. 1971]. Показательный при всей его фрагментарности материал о культурно-бытовых сторонах жизни саамов в советский период, взятый, прежде всего, из пресс-публикаций, а также из архивов, включен в книгу А.А. и Т.А.Киселевых «Советские саамы» [1979]. Достаточно информативен написанный Т.В.Лукьянченко раздел о семье в главе, посвященной саамам, в энциклопедии «Прибалтийско-финские народы России» [Лукьянченко, 2003]. Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют специальные аналитические работы, в которых бы рассматривалось функционирование института семьи у саамов, его динамика, а также истории семей на протяжении обозримого периода. Особенно это касается саамской семьи в советский период ее существования. Одним из приоритетных направлений саамоведения следует признать исследования системы родства. Родственную организацию саамов рассматривают как образец билатеральной системы так называемого «эскимосского типа». Для обществ подобного типа характерна моногамия, преобладание нуклеарной семьи. Организацию родственных отношений западных саамов детально исследовали скандинавские ученые. Номенклатуру родства кольских саамов зафиксировал и проанализировал в 1930-е гг. Н.Н.Волков [1996]. Системе родства кольских саамов на период конца XIX-XX вв. посвящены работы М.С.Куропятник [2002]. В историческом ракурсе исследуются семейно родственные отношения кольских саамов, структура и состояние их домохозяйств, какими они предстают по сведениям писцовых книг конца XVI- XVII вв. [Кучинский, 2008]. Другие направления, активно разрабатываемые в настоящее время, - социально-экономическое и этнополитическое [Гуцол, 2004; Виноградова, 2008]. В 1995 г. Госкомстатом России в Мурманской области были проведены выборочные обследования условий жизни современных саамских семей в местах их компактного проживания, которые позволяют соотносить этнокультурные характеристики саамских семей с микро- и макроконтекстами их жизнедеятельности [Циркунов, 2000]. Одним из условий корректных этнокультурных исследований является возможность сопоставить разные точки зрения на изучаемую культуру: с позиции внешнего наблюдателя и с позиции самого носителя культуры. Поэтому огромную ценность имеют автоописания традиций их образованными представителями. Разумеется, когда речь идет о малочисленном северном народе, количественные характеристики «внешних» описаний и автоописаний несоизмеримы. Тем ценнее в этнографическом отношении такие источники, как книга Н.Н.Болыиаковой «Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем» [Большакова, 2005]. Они расширяют возможности понимания внутреннего мира саамской культуры и саамской семьи. Поморская семья (Терский и Кандалакшский берега Белого моря) Старожилы Кольского п-ова - русские поморы, с одной стороны, являются прямыми этническими «родственниками» большинства современного населения. В первую очередь это касается языка, а также менталитета, этнической стереотипии поведения, определенных черт материальной культуры 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz