Разумова, И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере : (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. – Апатиты, 2009. – С. 37-50.
обычно-правовых норм регулирования семейных взаимоотношений в традиционной саамской семье. Беллетризованные же книги В.И.Немировича-Данченко создают яркий этнический, культурный образ народа, опирающийся на живые характеристики [Бодрова, 2007]. В целом работы содержат много наблюдений, фактического материала, а также рассуждений авторов о взаимоотношениях в семьях, отчасти бытовых зарисовок, оценок отдельных случаев, мнений окружающего населения. При всей субъективности точек зрения этнографов и их несовпадениях, иногда до противоположности, они до известной степени представляют обобщенный портрет саамской семьи второй половины XIX - начала XX вв., ее жизненный уклад, основанный на сезонном (полукочевом) образе жизни, материальную и обрядовую культуру. Основное место в описаниях материальной культуры отводится жилищу. Большое внимание уделено обрядам жизненного цикла человека (которые принято считать и называть «семейными»), прежде всего, свадьбе, достаточно подробно описаны также родины, меньше и фрагментарно - погребальные практики. В 1920-1930-е годы усилиями целой группы исследователей и собирателей был зафиксирован обширный этнографический материал по хозяйственному и семейному быту саамов. Рубежным и знаменательным в истории саамской этнографии можно считать 1927 г., когда по инициативе Карельско-Мурманской комиссии Русского Географического общества и при поддержке Колонизационного отдела Мурманской железной дороги, а также Главнауки была организована специальная комплексная экспедиция. Антропологическое и этнографическое обследование выполняли Д.А.Золотарев и В.В.Чарнолуский, медико-гигиеническое - врач Ф.Г.Иванов-Дятлов, местный статистический материал предоставлял В.К.Алымов. Внимание участников экспедиции было сосредоточено на внутренних погостах и преимущественно на саамской культуре восточной части Кольского п-ова [Золотарев. 1927]. Особый интерес представляют материалы врача Ф.Г.Иванова-Дятлова, который обращал внимание на стороны домашней жизни и повседневности, связанные с физическим здоровьем, питанием, гигиеной и пр., и его наблюдения отличаются особой детальностью; например, очень подробно описаны роды, уход за младенцами [Иванов-Дятлов, 1928]. У многих исследователей этого периода не такая благополучная судьба, как у дореволюционных предшественников, тем не менее, многое из их работ к настоящему времени опубликовано. Эти материалы отражают ситуацию первых советских десятилетий, когда быт, язык и культура саамов еще сохраняли традиционность, но уже испытывали достаточно сильное влияние новой социальной реальности. Кардинальные же изменения саамская семья претерпела в результате многочисленных переселений и, особенно, при переводе саамов на оседлость в период коллективизации, что совпало по времени с бурным процессом урбанизации Кольского п-ова, которая сказалась на социальной и семейной организации коренного меньшинства, на языковой и культурной ситуации в целом. Обобщающие и специальные труды по саамской этнографии, созданные во второй половине XX - начале XXI вв., содержат в себе систематизированные сведения, которые относятся к семейным отношениям и быту, а также ко всему, что связано с традиционной культурой детства (более подробный обзор см. [Пация, Разумова, 2008]). Среди них достойное место занимают работы 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz