Разумова, И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере : (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. – Апатиты, 2009. – С. 37-50.
от британской и французской), по критериям социальным (Gesellshaft vs Gemeinshafit) и культурным («бездуховности»/«духовности») [Элиас, 2001], чего, по нашему мнению не должно быть. Перспективнее ставить вопрос иначе: существует ли какая-либо культурная преемственность населения территории на Кольском Севере? Логика подсказывает, что, с одной стороны, ее не может не быть, но, с другой стороны, выявить ее наличие, формы и актуальные возможности очень сложно. Пилотажные локальные исследования, казалось бы, демонстрируют обратное: наличие культурного разрыва. В частности, исследование, проведенное несколько лет назад в Апатитах, показало, что у городских жителей, преимущественно русских, даже школьные знания о саамской культуре весьма фрагментарны, а представления отличаются стереотипностью [Разумова, 2008]. Несмотря на это, эмпирический материал по семейной культуре (или культурам) жителей Мурманской области, который собран и продолжает накапливаться в ЦГП КНЦ РАН, позволяет сформулировать и другие гипотезы. Региональный ракурс в исследовании семейной культуры прежде всего предполагает ретроспективное изучение этнических традиций народов, населяющих Кольский Север, для чего имеется достаточно обширный круг работ, посвященных этнографии коренного и старожильческого населения края. Даже если оставить за рамками рассмотрения широкий «пласт» сугубо исторических исследований и сосредоточить внимание исключительно на трудах, посвященных жизни и быту населения, получится глубокий историографический обзор. Однако нашей задачей было выделить из этой массы этнографической информации, сведения, касающиеся собственно семейной культуры различных этнических групп. Саамская семья В настоящее время историографическую и источниковую базу по этнографии саамов, несмотря на наличие закономерных и неизбежных лакун, можно признать достаточно репрезентативной. Поскольку нас интересуют кольские саамы, основным предметом наших исследований являются преимущественно труды отечественных исследователей и бытописателей. При этом нельзя не обратить внимания на то, что разные стороны семейного быта освещены в литературе неравномерно. Материалы о семье и семейном быте кольских саамов прежде всего представлены в русской этнографической литературе второй половины XIX в. Классические этнографические труды М.Кастрена, С.В.Максимова, В.И.Немировича-Данченко, работы А.Я.Ефименко по обычному праву саамов и, наконец, основополагающий труд Н.Н.Харузина «Русские лопари» [Харузин, 1890] до сих пор являются ценными источниками по саамской этнографии. Они включают, в первую очередь, описания оленеводческой культуры и связанных с ней особенностей семейного быта, а также демографические данные, сведения о составе и структуре семей в XIX в. и в более ранний период, о правилах наследования, воспитании детей, семейных обрядах. Если исследование Н.Н.Харузина для определенного времени представляет своего рода компендиум по истории, экономике и культуре саамов, то труд А.Я.Ефименко содержит исключительный по полноте материал, касающийся одного аспекта: 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz