Разумова, И. А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере : (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. – Апатиты, 2009. – С. 37-50.

соотношение данного процесса с историей семей, адаптивный потенциал разных категорий семей в ситуации обустройства и закрепления на новом месте, семейные культурные (адаптивные) стратегии и практики. Согласно историко-этнографическим исследованиям, опыт в высшей степени успешной адаптации представляют семьи ижемских коми, поселившиеся на Кольском п-ове в 1880-х гг. В хорошо документированных и теоретически основательных трудах ученых Республики Коми проанализированы факторы адаптации ижемцев, стереотипы освоения ими новых территорий, тактики переселения и обустройства, история взаимоотношений с народами- соседями (в нашем случае - с саамами) [Жеребцов, 1982, с. 195-205; Конаков, Котов, 1991]. Одним из самых важных факторов адаптации являлся семейный. Ижемских коми отличали оптимальные с точки зрения потребностей переселенцев в определенных условиях тип, состав и структура семей, формы взаимоотношений (в том числе родственная солидарность), культурные традиции, социальная активность членов семей. Несмотря на немногочисленность исследований, наиболее высокого уровня анализ и осмысление вопросов, связанных с семейными адаптивными ресурсами, достигают именно в отношении коми-ижемских семей. В последние годы достаточно интенсивно и с разных точек зрения изучаются вопросы колонизации Мурманского берега. Благодаря трудам историков Мурманска, Архангельска, Санкт-Петербурга в историографии колонизационного процесса на Мурмане хорошо разработаны вопросы политические, юридические, экономические, этнические. Достаточно подробно были освещены судьбы финских и норвежских колонистов, норвежская колонизация Мурмана, взаимоотношения колонистов с саамским населением и ряд других тем в работах Р.АДавыдова, А.А.Киселева, В.И.Коротаева, Е.А.Ореховой, А.К.Порцеля, В.Я.Шашкова, Т.А.Шрадер, А.Ю.Юрченко и других исследователей (историографический обзор см. [Орехова, 2008]). Колонизация (норвежская, финляндская, русская поморская) осуществлялась как индивидуально, так и семьями, причем многим колонистам приходилось по несколько раз менять место жительства, обустраиваться заново и т.д. Экономические аспекты адаптации были тесно связаны с взаимоотношениями на поселенческом уровне: мирными или конфликтными. Культурные же контексты функционирования семьи определялись миграционной, этноязыковой и религиозной ситуациями. В частности, очень показательны данные источников, позволяющие сравнить семьи лютеран и православных в отношении образовательных стратегий и практик. Они убедительно свидетельствуют, что забота о школьном образовании детей положительно отличала лютеранские семьи (финские и норвежские) от русско- поморских [Орехова, 2006; 2007]. Этнографические источники, содержащие информацию о быте колонистов, по целевому назначению и жанру нередко относятся к литературе путешествий или представляют «путеводители», включающие описание средств и обстоятельств передвижения, картин природы и жизни колонистов [Островский, 1898; Энгельмейер, 1902 и др.]. При всей фрагментарности путевых заметок они значительно выигрывают от того, что передают живые детали, впечатления наблюдателя от тех или иных сторонах этнографической реальности, прежде всего, домашнего быта, образа жизни переселенцев. Субъективные оценки и интерпретации также очень ценны, особенно в ситуации, когда объектом наблюдения оказываются представители разных культур: «На острове Кильдине, у бухты Монастырской находится единственное 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz