Разумова, И. А. Творчество городских самодеятельных поэтов как индикатор региональной общности // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 46-49.

Самодеятельные поэты Мурманской области - почти исключительно город­ ские жители, что естественно определяется демографическим составом населения региона. Показательно и то, что большинство из них - мигранты в первом-втором поколениях. В силу этого факта и того обстоятельства, что для данного типа авторов в высшей степени характерна презентация автобиографического опыта, их стихи как нельзя лучше демонстрируют процесс культурной адаптации переселенцев, наде­ ления определенной территории значениями «своего», «освоенного» («присвоенно­ го»), наконец «родного» пространства. А это, в свою очередь, связано с осмыслени­ ем и оцениванием соответствующего социума - сообщества северян, жителей Запо­ лярья и/или конкретного города, микроареала. Используя семиотический метод ана­ лиза текстов, можно условно выделить историческую (временную) и пространствен­ ную символику края как она представлена в поэтических произведениях. Та и другая функционируют на нескольких уровнях: Север, Заполярье, Кольский Север, город или ценностно отмеченный ареал (Хибины, Мурман, Монче-тундра и пр.). При этом одни и те же знаки и символы могут маркировать и Север как таковой и, например, город Кировск. Полярный круг - главная отметка на шкале символической значимости про­ странства [6, с. 13]: Скажи мне слово Родина! И я увижу вдруг - Пушицей по болотицам Пролег Полярный круг... (В. Топокнов) Это та граница, пересечение которой сопряжено с «переключением» из одного мира в другой, со сменой измерений. Станция с соответствующим названием также символизируется1. Из поэмы Д. Левоневского «Кировский полуостров» (поэтику этого произведения трудно квалифицировать как «наивную») [2, с. 18]: Мосты проносились за окнами с шумом, Ледниковые горы возникли вдруг - Проехали пару разъездов угрюмых, Проехали станцию «Полярный круг». И вдруг стало страшно тихо, Ударило сердце пульсом в виски, Часы у всех стали громко тикать, Как в поле сверчки тоски. Казалось, что поезд сдуру заехал Туда, где кончаются рельсы вдали: К чертям на кулички - снегам на потеху. В безлюдье пустынь - на край земли. Основными составляющими образов Севера и Заполярья являются природно- климатические и ландшафтные атрибуты. Среди них общие и наиболее частотные: положение «на краю земли», полярный день и полярная ночь, полярное сияние, сне­ га и вьюги, «суровость» климата, горный и морской ландшафты, тундра, богатства недр и т.д. При всей общности северной символики есть специфические природные объекты у каждого из городов и микроареалов. Прежде всего, это горы, плато, озера с украшающими поэтические тексты экзотическими для русских переселенцев саам­ скими названиями: Кукисвумчорр, Расвумчорр, Айкуайвенч, Большой Вудьявр, Нит- тис и другие. В стихах о Мончегорске постоянно обыгрывается топоним Монче(-а), в переводе - красивый(-ая). У каждого города есть один или несколько знаковых куль­ 1Об этом свидетельствует и ритуализация поведения тех, кто проезжает станцию, особенно впервые. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz