Разумова, И. А. Творчество городских самодеятельных поэтов как индикатор региональной общности // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 46-49.
во собственно поэтических, публицистических и бюрократических штампов. Штамп для непрофессиональных поэтов - принадлежность государственного языка, а госу дарственный язык - язык высокий и, одновременно, доступный читателям, следова тельно, достойный поэзии. Наряду с собственно лирическими стихотворениями, ши роко используются такие классические (и консервативные) жанровые формы, как ода, сатирическое стихотворение, эпиграмма, эпическая поэма. Один из излюблен ных жанров - песня, причем преобладают песни о родном городе и крае. Как демонстрируют социологический анализ непрофессионального сочини тельства и сам корпус текстов, авторы, которые не принадлежат к литературной элите, особенно выходцы из культурно непривилегированных групп, в своем творче стве ориентируются (далеко не всегда осознанно) на идеальные представления о литературе. Очевидна их установка на те жанры и формы, которые воплощают эти представления: во-первых, на поэзию; во-вторых, на исторические этюды (1, с. 468]. Потому столь разнообразны и многочисленны поэтические произведения, посвя щенные, в частности, историческим судьбам края, страны. Одно из возможных на правлений изучения такой литературы - выявление устойчивых (массовых) и варьи рующихся (индивидуализированных) тем, образов, символов и т.д., связанных с во площением тех или иных сторон реальности. Ориентируясь на нормативное, обще значимое, такие тексты представляют стереотипизированные культурные ценности, в том числе образы места, локальную символику, устойчивые сюжеты, связанные с пространственным и историческим профилями региона, города, сообщества. Боль шинство самодеятельных поэтов объединяет интерес к краеведческой тематике. Рассматриваемые тексты, несомненно, выполняют собственно эстетическую функцию в соответствии с установкой авторов и избранной ими формой творчества. При этом многие из этих поэтических произведений имеют ясно выраженную соци альную прагматику. В них усилены референтивная (информативная) и дидактиче ская функции, что связано с ориентацией на сообщение историко-краеведческих сведений, прославление известных деяний, событий, лиц, объектов, утверждение нормативно-цен-ностных образцов. Явно выражены просветительское назначение и воспитательный характер стихов. Поводом для их сочинения нередко служат юби лейные события в жизни края, городов, градообразующих предприятий, знаковых персонажей и объектов культурной среды. Эти особенности произведений в значи тельной степени определяют способы их публикации, тиражирования и представле ния читателю. Так, поэтический сборник «Хибиниада», вышедший в Кировске в 2004 г., посвящен 75-летнему юбилею ОАО «Апатит» и вполне закономерно издан на средства этого крупнейшего в регионе предприятия. Дню города Кировска посвяща ется и сборник «Хибинская рапсодия» (Апатиты, 2004 г.) Т.В. Соловьевой. Сборник также увидел свет благодаря финансовой помощи комбината «Апатит», на котором когда-то работала Т.В, Соловьева. Стихи местных поэтов сопровождают фотогра фии альбомного издания, опубликованного к юбилею г. Мончегорска, с предисло виями мэра города и генерального директора ОАО «Кольская ГМК» [3]. Поэма «О го роде Полярном, о флоте легендарном...» (Североморск, 2003 г.) Ирины Ядринцевой, в свою очередь, посвящена 70-летию Краснознаменного Северного флота и 105-й годовщине со дня основания г. Полярного. Поэма адресована детям среднего школьного возраста, поэтому в ней особенно ярко выражено образовательное и воспитательное начало. Тексту предпосланы обращения к юным читателям главы ЗАТО г. Полярный, командующего Северным флотом и ученого-историка, который фактически сформулировал социальные функции поэмы: «Юные друзья! Читайте эти страницы о своем городе, старайтесь изучить его облик, берегите все, что было создано до вас, любите свою малую Родину!» [8, с. 2]. Таким образом, местные по эты более или менее сознательно выражают ценности, актуальные для официаль ной культуры регионального уровня. Произведения содержат те ключевые образы «малой родины», вокруг которых объединяются локальные сообщества. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz