Разумова, И. А. Творчество городских самодеятельных поэтов как индикатор региональной общности // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 46-49.

И.А. Разумова ТВОРЧЕСТВО ГОРОДСКИХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ПОЭТОВ КАК ИНДИКАТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ Данные заметки посвящены одному из сложных и малоизученных социокуль­ турных феноменов: так называемой «наивной» или «непрофессиональной» литера­ туре. Сами обозначения, как и сущность этого литературного явления, относительно недавно стали предметом обсуждения филологов и социологов литературы. Речь идет о произведениях, которые создаются, как правило, вне сферы профессиональ­ ной деятельности, не относятся к «высокой», или элитарной, культуре, самопроиз­ вольны и, с точки зрения экспертов, не удовлетворяют эстетическим критериям, принятым в определенной культуре в определенную литературную эпоху. Эта сфера весьма обширна. Ее существование определяется тем, что поле литературной дея­ тельности, в отличие, например, от поля деятельности научной, не имеет более или менее четких границ. Нет универсального определения писателя, есть лишь частные и конкретные случаи, доступные анализу. Согласно концепции П. Бурдье, социаль­ ное пространство литературного производства не защищено «эксплицитно кодифи­ цируемым правом доступа (например, научные титулы, успехи в конкурсах и т.д.) или мерами исключения и дискриминации», поэтому оно достаточно гостеприимно по отношению, в частности, к представителям маргинальных (в широком значении) групп и лицам с внутренне противоречивой и уязвимой социальной идентичностью [1, с. 380-385]. В 2000 г. проблемы «наивной» литературы и «наивного» сочинительства были предметом обсуждения на специальном семинаре в РГГУ, который проводился в рамках мастерской «Традиции “спонтанных культур”: жизнедеятельность и морфоло­ гия» под руководством С.Ю. Неклюдова. В ходе обсуждения обозначились основные аспекты проблемы; собственно филологические, культурологические, социологиче­ ские. В последние годы возросло число публикаций и исследований, посвященных переходным (периферийным) литературным формам. Это чрезвычайно разнород­ ный литературный материал: семейно-биографические мемуары авторов, принад­ лежащих к различным социальным группам; эпигонская поэзия; произведения дет­ ского и подросткового творчества; анонимные письменные тексты, которые еще продолжают бытовать в виде рукописных альбомов или используют современные способы коммуникации и распространяются через сеть Интернет, и многое другое [4]. Рассматриваемую литературу можно назвать «периферийной», но не в регио­ нальном значении, а лишь в том смысле, в котором в культуре, а значит, и в литера­ туре определенного типа, общества и времени могут быть выделены «ядро» и пере­ ходные зоны. Изучение периферийной литературы при всей его многоаспектности имеет два основных ракурса. Один предполагает рассмотрение авторов как особого сооб­ щества, выявление их типов по различным основаниям: социальным (возраст, ген­ дер, образование, профессия, место жительства, стиль жизни и т.д.) и творческим (тип литературной деятельности, предпочитаемые жанры, литературный стиль и пр.). Другой ракурс заключается в анализе совокупности продуктов сочинительства, самих произведений. В данном случае важную роль играет экспертиза специалистов в области поэтики, эстетики словесного творчества. Главным условием при этом яв­ ляется исключение оценочных суждений исследователя, который неизбежно явля­ ется еще и читателем со своими субъективными предпочтениями. Изучение большо­ го массива подобных поэтических произведений показывает, что в абсолютном большинстве случаев самодеятельные авторы используют классические двуслож­ ные размеры, редко обращаются к трехсложным. Самым популярным остается че­ тырехстопный ямб. Отличают поэтику подобных произведений и большое количест­ 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz