Разумова, И. А. «Север» - категория времени // Северяне: проблемы социокультурной адаптации жителей Кольского полуострова / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2006. – С. 5-14.
Рассказы о «начале» городов обнаруживают тенденцию к фольклор ной стереотипизации. В соответствии с типовой схемой, «догородское» состояние отмечено начальным «доисторическим» персонажем. Для Коль ских городов им закономерно оказывается представитель автохтонного населения — саам (один или с семьей). В истории Мончегорска таковым является Калина Архипов, которому отведено место и в экспозиции го родского музея, и в стихах местных поэтов, и в устных рассказах. Анало гичный персонаж появляется в устной истории г. Кировска: «И: А что вы знаете из истории города? Р: Ну, что... как... М-м-м... Из истории города... Что раньше здесь вот эта... семья жила саамская, да? Вот... на 25-м-то. Пришли искать руду... потом, потом. Ну вот, потом, когда строительство фабрики пошло, всех основных заводов... Что строили его э-э-э... эти, заключенные. И основ ная масса людей здесь, конечно, были эти... переселенцы. Немцы здесь были ссыльные. Ну... это слух такой ходил. Что строили зэки, то есть... И естественно, там никакого ухода, ничего не было. Там заболели, драка, если что... что их муровали в стены. Но слух это, правда... это я... Утверждать точно не буду» (Ж., 33 л., зап. О. Подгорбунской). Отметим, что мотив замуровывания в стену человека в качестве «стро ительной жертвы» относится к типовым в фольклорных нарративах о строительстве городов, крепостей, культовых зданий и т.п. Здесь он воз никает в связи с иными социально-историческими контекстами, но, ду мается, не случайно. Фольклоризация устной истории свидетельствует о стабильности и относительной культурной автономии поселенческих групп. Она же де монстрирует устойчивость интерпретативных схем, на основе которых рождаются городские рассказы: «И вот история про Кировск-то. Ты вот знаешь про наш вокзал? Его, короче... у нас шесть Кировсков, да, по стране. И, в общем, короче нас перепутали. Должны были в какой-то другой области строить этот вок зал. Ну, на вид он был шикарный. И сейчас там будут морг делать рядыш ком с вокзалом. Вот. В общем, строителю звонят: “Ну что, выезжаете?” “Выезжаем”. Ну вот, короче, это самое... Тот строительство начинает... Короче они уже закончили, построили. Он говорит: “Вы когда, чтоб мол, строить”. “Так мы вам уже построили...” То есть, он по... ошибочно. У нас же там такая... только руду возят. Так вот, такие поезда не ходят... пассажирские. Шикарный вокзал» (Ж., 33 л., зап. О. Подгорбунской). Изучение истории края и городов, как она воспринята и изложена самими жителями, дает возможность, с одной стороны, установить ха- ю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz