Разумова, И. А. «Север» - категория времени // Северяне: проблемы социокультурной адаптации жителей Кольского полуострова / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона. – Апатиты, 2006. – С. 5-14.
интервью о городе, семейно-исторические и автобиографические интер вью. Респонденты принадлежат к разным поколениям, это позволяет про следить механизм формирования традиции рассказывания об истории города, формы ее трансляции, а также вариативность и динамику исто рических знаний, представлений и оценок. Для многих респондентов старшего и даже среднего поколения воз раст городов совпадает с их собственным возрастом. В этих условиях оказывается под вопросом такая, например, структурная закономерность устно-исторического повествования, как наличие «дрейфующей лакуны», которая предполагает отрыв «культурной памяти» (официальной исто рии, основанной на учебниках и памятниках) и «коммуникативной памя ти» (памяти поколений)1. Ревизия устно-исторических семейно-биографических нарративов демонстрирует, что значительная часть жителей осознает себя ровесни ками городов или ближайшими потомками таковых (со сходными вари антами судеб). Обнаруживается несколько сюжетов, вокруг которых кон центрируются истории семей. Прежде всего, это история «спецпересе- ленцев», депортированных на Север в 1920— 1930-е гг.: В последние годы благодаря официальной историографии, деятельности общества «Мемо риал», а также по инициативе самих членов семей восстановление био графий высланных, раскулаченных и т.п. актуализировалось. Усилилось и осознание «общей судьбы» репрессированных семей при всей их соци альной неоднородности, что сказалось на интерпретации региональной истории. Особенно отчетливо это видно на материале устной истории г. Кировска. Судя по рассказам, город приобрел репутацию построенно го «на крови», или «костях»: «И.: Что вы знаете из истории города? Что сразу вспоминается? Р.: Ну, то, что основан был в 29 году... в 28-м. В 29-м... Ну-у, Ки ровский рудник первым был построен в 29-м году. Что тут очень много было переселенцев. То, что построен, можно сказать, на кровн... все эти рудники. И.: На крови? Р.: Ну... если брать всех этих раскулаченных и-и всех зэков» (М., 41 г., зап. О. Подгорбунской). История ассоциирована с живым семейным меморатом и включает бытовые реалии: 1Vansina, Jan. Oral tradition as history. - The University о Wisconsin Press, 1985. - P. 168-169. 2Шашков В. Я. Спецпереселенцы на Мурмане. - Мурманск, 2003; Тимофеев В. Г. Исто рия одной семьи. - Кировск, 2004. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz