Этнокультурные процессы на Кольском Севере : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Междунар. центр по развитию науки, культуры и образования в Баренц регионе ; [ред.: В. П. Петров, И. А. Разумова]. – Апатиты : КНЦ РАН, 2004. – 194 с. : ил.

существующие в известном социокультурном, локальном, семейном сообществе и ставшие актуальными в некоем эмоциональном контексте. Таким образом, миграционный текст сопутствует миграционным процессам и одновременно влияет на них. Он формулирует установки, разделяемые микросоциумом, и индивид, усваивая их, выстраивает свое миграционное поведение. Такие тексты становятся частью исторической памяти и устной традиции жителей данного региона и отдельных семей. Они воспроизводятся в сообществах разного уровня и формируют поведенческие, когнитивные и аффективные стереотипы следующего поколения. Регион и материал Мы убеждены в том, что миграционные процессы в России не следует рассматривать как нечто уникальное, оторванное от миграционных тенденций общемирового процесса глобализации [Segal 1993]. В то же время в них можно выявить некоторые характерные доминанты и при сравнительных кросс- культурных исследованиях определить наличие, степень и природу специфичности. Эти доминанты связаны с историческими, культурными и геополитическими обстоятельствами. Ту же модель можно применить при рассмотрении региональных миграционных тенденций в российском пространстве. Как представляется, эти тенденции будут различаться подобно тому, как различаются они в ситуациях этнических контактов на разных "чужих" территориях. Имеется в виду широкая вариативность миграционных стратегий русских, оказавшихся в "ближнем зарубежье", в зависимости от конкретных этнокультурных контекстов [Русские 1992: 10-89]. Кольский полуостров, как и весь северо-западный регион России, представляет пограничную территорию и государства, и ареала компактного расселения русских. На протяжении почти всего XX в. внешние границы страны были закрыты, при этом в некоторые периоды они становились более или менее проницаемыми для межэтнических контактов, не говоря уже о глубоких культурных традициях таких контактов, отразившихся, в частности, в устойчивых устных текстах [Дубровская, Разумова 1997]. В геополитическом сознании большинства российских жителей этот ареал ассоциирован с понятием Запада, которое в широком значении включает и страны Северной Европы. В соответствии с этим общим представлением, Российский Север и Северо-Запад являются пространством "своим" и в то же время отчасти "чужим". Это характерное восприятие этноконтактных зон с позиции населения внутренних территорий и тяготеющих к моноэтничности. В предшествующие периоды в XX в. в данном регионе происходили значительные миграционные процессы, среди которых - массовое заселение Кольского Севера в связи с промышленным и научным его освоением путем спецпереселений и привлечения научно-технических кадров; депортация этнических групп прибалтийско-финских этносов и освоение русскими новых территорий; переселение больших групп белорусского и украинского населения в Карелию и более северные районы после Великой Отечественной войны; потоки, связанные с урбанизацией и созданием индустриальных центров (таких как Кировск и Апатиты) и многие другие. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz