Этнокультурные процессы на Кольском Севере : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Междунар. центр по развитию науки, культуры и образования в Баренц регионе ; [ред.: В. П. Петров, И. А. Разумова]. – Апатиты : КНЦ РАН, 2004. – 194 с. : ил.

из популярных сюжетов (например, истории о том, как женщина переплывает на лодке в Финляндию или, скрывая свое положение, летит на самолете в Америку, чтобы родить гражданина другой страны). Ситуация рассматривается как акт спасения рода. Сходные мотивы: спасение ребенка, молодой женщины ценой здоровья, благополучия, а иногда и жизни других родственников - часты в семейных рассказах о войне. Согласно семейному мифу, родственники - единый организм в пространстве и времени. Сакральна земля, где родились и похоронены родственники ("от могил не уедешь"). Напомним обычай привозить землю с могил родных, похороненных вдали от места, считающегося "малой родиной". Формульное выражение этого комплекса представлений демонстрирует риторика текстов о семье и родине.В апологетическом тексте о родине информантов разного возраста следует признать первичной, базовой аргументацию, связанную с родственным единением, даже если она дополняется иными мотивировками: "Поехать учиться за границу? Нет! Я считаю, что в России образование лучше. А за границей образование узко специализированное. Да и потом, что там вообще хорошего? Я не понимаю, зачем уезжать. Здесь - родина, родные, друзья, родной язык. А там - все чужое. Кто там нас ждет? Везде хорошо, где нас нет. А здесь, как бы плохо ни жилось, все же Родина. Здесь у меня мама, папа, бабушка" (Инна, 21 г. Зап. О.А.Пальчиковой). Принадлежность "родине" - онтологическое свойство человека ("родина - в себе"), ассоциированное с его судьбой. Но если у человека советского отождествляются народ-родина-государство, то у современного, особенно молодого, акцентируется идея родственного идентитета и усиливается потребность в семейной защите (в ситуации социальной нестабильности). При этом расподобляются понятия государства и родины и, как следствие, либо актуализируется стереотип "страдающей родины" (с которой нравственный императив требует страдать вместе), либо формируется стратегия, направленная на сохранение рода путем переезда (детей рожать за границей, ехать вместе) и возможного возвращения. Сбалансированная позиция предполагает совмещение положительной миграционной установки и привязанности к родине. Эта позиция выражена, в частности, в родительских рассуждениях: "Ну это, конечно, не на всю жизнь. Так - побывал там да там и домой вернулся" (Ирина Михайловна, 61 л. Зап. О.С.Сапегиной); "Я сама очень хотела бы, чтобы я или мои близкие поехали за границу. Если бы мой сын поехал за границу учиться или работать, я была бы не против. А вот брак с иностранкой мне не очень нравится, т.к. поэтому сын может остаться там жить навсегда. А я считаю, что если дети живут за границей, то как-то связь с родителями теряется" (Алла Моисеевна, 36 л. Зап. О.А.Пальчиковой. В круг положительных значений включается и возможность расширения культурного пространства: "По-моему, это нормально. Нельзя же всю жизнь на одном месте жить. Поработают там, сюда приедут деньги тратить... Нужно расширять свой кругозор. А за границей интересоваться всем, ходить в свободное время в театры и музеи" (Ирина Михайловна, 61 г. Зап. О.С.Сапегиной). В связи с этим есть культурно отмеченные страны - Франция, Италия. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz