Этнокультурные процессы на Кольском Севере : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Междунар. центр по развитию науки, культуры и образования в Баренц регионе ; [ред.: В. П. Петров, И. А. Разумова]. – Апатиты : КНЦ РАН, 2004. – 194 с. : ил.

ассоциированы с родиной-государством. В определенных контекстах, равно важных как для советской России, так и для постсоветской, "малая родина" воспринимается как альтернатива "великой Родины" [там же: 54-55]. Фактически мы имеем дело с двумя культурными концептами, которые вступают в сложный диалог. Оба они могут служить формой рационализации реальных миграций и миграционных настроений, поведения. По нашему мнению, оба понятия коррелируют с категориями Любви и Долга, что создает различные миграционные тексты. В то же время только малая родина связана с идеей "родных корней", в которой объединяются представления о локальной и семейно-родственной идентичности. Вследствие дискредитации государственной идеи семейное пространство, которое ранее расширялось до размеров страны, теперь включает в себя пространство "родины" (в том числе "малой"). Приведем два фрагмента из рассуждений бабушки и внучки, полученные в ответ на вопрос о желании уехать за границу: (1) "...Я всегда была патриоткой своей страны, кто бы у власти ни стоял... Это как же я могла бы отсюда уехать, если здесь похоронена моя мать, отец погиб, защищая нашу землю от фашистов. Это выходит, я бы предала их и сделала бы своих детей предателями. Я бы стала врагом своему народу, государству и себе. Если уж ты гражданин своей страны, если ты патриот, то ничто не может сделаться тебе ценнее родины, и никто не в силах заставить тебя отказаться от нее" (И.С., 74 л., Зап. Е.Шейко); (2) "Семья и родина: для меня эти понятия тесно связаны... Я очень люблю свой родной город Санкт-Петербург... Здесь прошло мое детство, именно с этим городом связаны мои самые лучшие моменты жизни и воспоминания. Именно здесь познакомились мои бабушки и дедушки, родились папа и мама. Уже за одно это я не променяла бы ни за что на свете свою родину. Однако существует еще одна причина. Санкт-Петербург словно стал членом моей семьи, самым мудрым моим другом... Я очень надеюсь на то, что в будущем я и моя семья не покинем нашу прекрасную страну, что мои дети, внуки, правнуки будут так же любить свою родину и помнить о том, что когда-то их бабушки и дедушки гуляли по каменным мостовым и любовались садами и дворцами города на Неве" (Елизавета, 18 л.). Поддержание родственного единства представляет основную идею и стратегический проект существования семьи. При этом представление о семейно-родственной идентичности во многом базируется на отождествлении группы с ее локализацией в специализированном узком значении ("дом" для семьи) и расширенном ("родина" для родственников). Изучение современного семейного фольклора и спонтанных текстов о семье позволяет установить характер массовых представлений, касающихся концептов родства, семьи, дома, родины и т.д. Семантика соединения-разъединения родственников наиболее существенна для семейного текста. Наибольшее количество форм и способов интерпретации приобретает разъединение родственников в формах пространственного отдаления [Разумова, 2001: 280-283; 304-305]. В зависимости от семейных ценностных установок, социальных и биографических обстоятельств родственник, оказавшийся за рубежом, продолжает оставаться членом семьи либо считается потерянным, "умершим". В реальности родственник, оставшийся за границей, часто "выпадал" из семейной памяти. Напомним, что сами словосочетания "уехать в дальние края", "уехать за границу" (реже) и ставшее наиболее традиционным "уехать в Америку" 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz