Этнокультурные процессы на Кольском Севере : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Междунар. центр по развитию науки, культуры и образования в Баренц регионе ; [ред.: В. П. Петров, И. А. Разумова]. – Апатиты : КНЦ РАН, 2004. – 194 с. : ил.
современное массовое сознание, отмечает: "Из-под рассыпающегося общего календаря и кристаллизующегося нового набора масскоммуникативных героев и сенсаций начинают все отчетливей проступать события и фигуры иных уровней. Среди них, например, уровень локальных ориентиров и коммуникаций - уровень города, региона. Растет - особенно у молодежи - значимость структур межличностного общения, роль ближайших референтных инстанций, опосредующих взаимодействие более общих авторитетов, либо, напротив, компенсирующих их недостаток" [Дубин 2001:156] Семейный миграционный текст Представляется важным определить, в какой степени воздействует на миграционные поведенческие стратегии личности семейный (включая генеалогический) историко-культурный опыт. По нашему мнению, существует "семейный миграционный текст", который благодаря вертикальной трансляции программирует поведение индивида. Вполне очевидно, что в постсоветский период изменились установки, связанные с миграционным поведением, т.к. произошло смещение функции контроля над ним. Это касается как внешних факторов, так и, очевидно, в первую очередь - внутренних мотиваций миграций индивидов и семей. В относительно недавнем прошлом (условно говоря, в советском геополитическом пространстве) не только переезд или временный выезд за границу, но и место жительства в своем отечестве должны были быть санкционированы государством. С дезинтеграцией тоталитарного государства существенно возросла роль личного выбора. В то же время русская традиция отличается высокой степенью личной ориентированности на семейный и микросоциальный (субкультурный) опыт, что сдерживает и корректирует процесс индивидуализации. Мы полагаем, что в условиях постперестроечной России функцию контроля миграционного поведения взяли на себя семья, родственная группа и в несколько меньшей степени группы социальной ориентации. В относительно недавнее время любая поездка, командировка на Запад, загранплавания моряков и т.п. рассматривались как высокий статусный признак. С другой стороны, люди, которых не выпускали за границу ("невыездные"), имели все основания гордиться тем, что государство открыто признает их оппозиционность. В настоящее время основное значение ситуации поездки за рубеж - зарабатывание денег, в связи с чем усиливается противопоставление "материального" и "духовного" в соответствующем дискурсе и создаются условия для актуализации патриотического текста. В недавно вышедшем интересном исследовании И.Сандомирской хорошо проанализированы дискурсивные практики, связанные с концептом "родины" [Сандомирская, 2001]. Мы останавливаемся лишь на одном аспекте функционирования данной риторики. И.Сандомирская подчеркивает концептуальное различие "родины" как фетиша государственности, с одной стороны, и как "идеального состояния локального", с другой стороны [там же: 17-18]. На основе первого значения формируется идея Родины - государства, на основе второго - концепция "малой родины". В аспекте нашего исследования (с точки зрения миграционных стратегий) идея "вечного возвращения" связана с малой родиной, тогда как идеи "изгнанничества" [там же:69-70] или эскапизма 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz