Разумова, И. А. «Родина - это минимум край...» : к проблеме локальной самоидентификации жителей Севера // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию профессора А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 39-45.

идея о том, что на севере (Крайнем Севере и т.д.) люди не такие, как в прочих местах, а более дружелюбные, сплоченные и т.д. Социальные характеристики малой родины не просто значительно важ­ нее этнических, но заменяют их. Этническое (т.е в нашем случае - «русское») возникает только при определении «большой» Родины. На основании одного исследования пока нельзя делать вывод, насколько эта ситуация универсаль­ на. По предположению, она более характерна для регионов подобного типа: с мобильным населением, осознающим себя потомками мигрантов, у которого ослаблено переживание этничности и «укорененности». «Родины» разных поколений Обращает на себя внимание, что у значительной части респондентов их родина не совпадает не только с «родиной предков», но и с родиной родите­ лей. Оппозиционными следует признать такие утверждения: 1) «Мои родители - коренные мурманчане. Мои бабушка с дедушкой переехали в этот город еще в юности, так что несомненно вся моя жизнь связана с Мурманском» (М., 20 л., ур. г. Мурманска); 2) «Мурманск не может быть родиной моих предков, т.к. все здесь люди приезжие. Мой дедушка приехал сюда из Перми ...» (Ж., 21 г.). Совпадения в определении родины своей и родителей, когда они при­ сутствуют, относятся к региону и лишь в единичных случаях - к конкретному городу: «Так как я родилась и всю жизнь прожила в Апатитах, то они для меня и есть родина. Кроме того, мои родители тоже родом с Севера, поэтому уж действительно корнями здесь приросли» (Ж., 24 г.). Почти все опрошенные респонденты считают своей родиной либо Коль­ ский Север, либо определенный город. Они осведомлены не просто о факти­ ческом месте рождения родителей, но и об их субъективном определении ро­ дины. Это знание не мешает молодым людям ориентироваться на «собствен­ ную» родину: «Родиной моих предков является Краснодарский край. Там и сейчас проживает много моих родственников. Я уверен, что мои родители считают Родиной именно Юг России» (М., 21 г.); «С родиной моих родителей она не совсем совпадает. Мама считает своей родиной то село Ульяновской области, где она родилась и где живет большинство ее и моих родственников с ее стороны. Когда-нибудь мама тоже уедет туда, поближе к родне, и прожи­ вет остаток жизни там» (М., 20 л.) и т.п. Из суждений респондентов явствует, что молодое поколение осознает себя (и является) вполне адаптированным к краю и достаточно укорененным - безотносительно к факту «происхождения». Нередко установки молодых в отношении миграции расходятся с таковыми у родителей, более склонных к переезду - возвращению на «историческую родину». Таким образом, проис­ ходит переопределение родины в границах не только расширенного родст­ венного сообщества, но «малой» нуклеарной семьи. Данное явление может условно назвать поколенческим сдвигом локальной идентификации - по ана­ логии с «языковым сдвигом», концепция которого разработана Н.Б. Вахти­ ным.' Набпюдается ситуация, когда не только «родина предков», но родина родителей - историческая категория, а своя родина - нет. Если она и отно­ сится к прошлому, то к индивидуально-биографическому, а не семейно- ' Вахтин Н.Б. Языки народов Севера в XX веке: Очерки языквого сдвига. - СПб., 2001. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz