Разумова, И. А. «Родина - это минимум край...» : к проблеме локальной самоидентификации жителей Севера // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию профессора А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 39-45.

В первую же очередь, эмоциональное отношение к родине-стране фор­ мируется за счет культурных ассоциаций - литературно-художественных, ис­ торических и т.д. Обращает на себя внимание крайне ограниченный круг этих ассоциаций в интервью наших респондентов. Единственная повторяющаяся отсылка - фраза песни «С чего начинается Родина». Такая ситуация связана с особенностями современного образования, его прагматизацией. Сказывает­ ся сужение круга чтения, в частности, недостаточное знание «классики», кото­ рая аккумулирует базовые общенациональные культурные ценности. Только у одной из респонденток возник вполне стереотипный образ «есенинской Рос­ сии», причем он сразу же вызвал критические рассуждения: «И вот тогда как бы тоже я это чувствую - родину, понимаете, родину. Она у Есенина в стихах. А они так тут все испортили это чувство, вот фильмом этим. И Безруков все равно никакой не Есенин, а Саша Белый, и как будто про бандитов и про наше время фильм, а не про того, кто вот про родину, про те самые большие дере­ вья , про забор, травинки, как будто то, что я и чувствую... А они так... Это че­ му они учат, это что будут думать дети про нашего великого поэта. .. Да, кста­ ти, и про родину тоже» (Ж., 26 л.). Этнокультурный фактор определения родины обозначается респонден­ тами как «менталитет», под которым понимаются и тип мышления, и образ жизни: «Для большинства людей это, скорее, страна, потому что, ну, как бы в определенных странах существуют там, ну, свои устои, менталитет, вот, как бы. А место, где человек родился, все равно существуют как бы правила, ус­ тои жизненные, которым он следует, и к которым он привык. Ну, как бы чело­ век может и город, и страну называть своей родиной. <...> В городе, э-э, су­ ществуют свои какие-то наиболее мелкие вещи, к которым человек привык. А родина, ну, это, как-то в общем понятии можно сказать, ну? менталитет. Там, если ты переезжаешь из страны в страну, гораздо сложнее привыкнуть, чем если ты переедешь из города в город» (Ж., 18 л.). Объединяет представления о большой и малой родине ассоциация с привычным, повседневным, комфортным (прежде всего, в психологическом плане) существованием: «А возвращаешься в свою страну, и ты, естественно, возвращаешься в свою среду, в то место, к которому ты наиболее привык. И причем это не обязательно, что мне здесь уж очень нравится, просто привыч­ ка» (Ж., 18 л.). Родина как биографический факт Для всех респондентов родина - это, в первую очередь, эмоционально­ психологическая категория. Она связана с местом рождения постольку, по­ скольку место рождения - в соответствии с определенным типом сознания - определяет сущность человека: «То же самое, как и у человека: допустим, где ты родился, уже программа какая-то есть, и она сохраняется, что есть такое место... Уедешь ты, например, в Америку, уедешь ты, например, в Африку, а все равно это ощущение родины всегда остается. Первые секунды, может быть, первые годы жизни - они запоминаются на всю жизнь. Вот это и есть ощущение родины, я так считаю...» (М., 18 л.). Вместе с тем связь с местом рождения отнюдь не обязательна. Главное - это некий свой, внутренний мир, и не имеет значения, родился ты там или нет, это то, что всегда при тебе: «Родина - это нечто для каждого человека свое. При этом не обязательно какое-то географическое место. Это совокуп­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz