Разумова, И. А. «Родина - это минимум край...» : к проблеме локальной самоидентификации жителей Севера // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию профессора А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 39-45.

же не конкретно город Апатиты, ну, Мурманская область» (М, 24 г.). Для мно­ гих молодых людей родиной, в первую очередь, является край, обозначаемый :<ак «Кольский полуостров», «Север», «Крайний Север», «Мурманская об­ ласть». Для другой, также многочисленной, категории родина - это город. В целом можно считать, что родина для молодых людей - понятие мно­ гоуровневое: «Вот мы сейчас учимся в высшем учебном заведении, чтобы по­ том тоже представлять свою родину на каком-то уровне: на областном, там, на региональном, да на любом- на мировом. То есть пытаться, чтобы наша родина была самая передовая, самая лучшая» (М., 22 г.). При этом Родина - Россия представляет собой максимально абстрагированный его уровень. Родина как страна Определение «большой» родины ситуативно и связано: а) с ситуациями, кризисными для страны в целом, б) с ситуациями, повышающими ее статус, и в) с гипотетическими индивидуально-биографическими ситуациями переме­ щения за пределы страны: «Когда, например, угроза национальной безопас­ ности, какие-то военные действия, долг каждого гражданина - защитить свою родину» (М., 22 г.); «Я не считаю, что родина - это что-то такое там <..> надо под танки, под пулеметы идти... Нет, ну если сильно понадобится, то можно и пойти, конечно, если сильно понадобится» (Ж., 29 лет); «Хотя Россия тоже, конечно, родина. Если бы я случайно оказался в какой-нибудь далекой стране - Новой Зеландии - и услышал бы, что Россия запустила орбитальную стан­ цию, то испытал бы чувство гордости. А это ведь к Кировску отношения не имеет. А это значит, что в каком-то смысле орбитальная станция для меня тоже родина российская» (М., 29 л.). То, что большая родина - это абстракция, сознают сами респонденты. Данный факт связан, во-первых, с тем, что отсутствует эмпирический опыт освоения той территории, которая является «родной страной». Родина вос­ принимается как категория пространственная, и ею может быть только осво­ енное пространство: «То есть родина - это, наверное, то место, с которым связаны твои первые воспоминания, а, так как первые воспоминания связаны с тем местом, где ты вырос, значит оно и будет твоей родиной: город, село, поселок. То есть твои воспоминания не будут связаны со всей страной. На­ пример, я никогда не был на Байкале или во Владивостоке, значит ни Байкал, ни Владивосток не являются моей родиной» (М., 29 л.). Отсутствие эмпириче­ ского опыта можно компенсировать соответствующими знаниями о стране и отдельных (отдаленных) ее местностях, но, как демонстрируют интервью, а также данные других исследований, у современных молодых людей таких знаний недостаточно. Их з настоящее время не предоставляют ни система общего образования, ни СМИ. Родина - это то, что воспринимается эмоционально. Одним из средств формирования такого отношения является ритуалистика. Стимулирующее воздействие оказывают мемориальные мероприятия, посвященные важным для судеб страны историческим событиям: «Ну, вот пример такой просто: Ве­ ликая Отечественная война, да? И вот из каких-то семейных рассказов, из фильмов, из книжек, прочитанных когда-то... Вот сейчас было 60 лет Победы. Ну, растрогали меня до глубины души вот эти парады, эта минута молчания, то еоть какие-то чувства очень счастливые. Это в нашем поколении, может быть в следующих поколениях...» (М., 22 г.). 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz