Разумова, И. А. «Родина - это минимум край...» : к проблеме локальной самоидентификации жителей Севера // Европейский Север в судьбе России. ХХ век : (к 80-летию профессора А. А. Киселева) / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2006. – С. 39-45.
Разумова И.А. «РОДИНА - ЭТО МИНИМУМ КРАЙ...»: К ПРОБЛЕМЕ ЛОКАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРА Значение Кольского Севера, как и всякой территории, которая воспри нимается и обозначается в качестве относительно целостной, в истории стра ны определяет множество факторов: геополитических, природно-ресурсных, историко-культурных и т.д. При этом любая оценка роли того или иного про странства неизбежно субъективна (что, в свою очередь, представляет объек тивную данность), поскольку осуществляется с позиций определенного соци ального опыта или идеологии. Утверждение, что Север - как символическая территория, идея, особая среда обитания и совокупность социальных практик - сыграл особую роль в судьбах России, отдельных народов, семей и людей, кажется вполне очевидным. Важно определить в каждом конкретном случае, из чего складывается та или иная система оценок и представлений. Это об ращает нас к необходимости анализа разных точек зрения, принадлежащих своему времени, поколению, сообществам или индивидам. Безусловно, мнение о территории, ее осмысление и оценка в высшей степени зависят от причастности к ней субъекта, характера его контактов с пространством, географическим и социальным, от биографического опыта и одновременно - от культурной традиции, в рамках которой осуществляется конструирование реальности.1Исходя из этих позиций, мы и предприняли ис следование того, как воспринимается представителями сегодняшнего моло дого поколения жителей Кольского Севера место их проживания, играет ли онс какую-либо роль в их самоопределении. Существенным аспектом данной проблемы видится то, насколько потомки недавних мигрантов, т.е. большин ства населения края, воспринимают место жительства «-своим», «родным» - «родиной».2 На наш взгляд, с концептуализацией и переживанием «малой ро дины» связаны и характер включенности в те или иные виды деятельности, и ощущение стабильности (социальное самочувствие) индивида и локального сообщества, и степень лояльности по отношению к другим регионам и их жи телям, и многие другие координаты существования человека и общества. В известном исследовании И. Сандомирской, посвященном идеологиче ским и повествовательным стереотипам текстов о «Родине» и «малой Роди не» в русской культуре, хорошо показано, как влияет на осмысление и репре зентацию данных понятий официальный патриотический дискурс.3 Мы попы тались рассмотреть вопрос в несколько ином ракурсе: как происходит инте- риоризация места проживания и одновременно - категоризация «малой Ро дины» людьми, которые принадлежат к определенному поколению носителей данной культуры и живут на территории, освоенной относительно недавно. Адаптация к месту здесь происходит фактически на наших глазах - на протя 1Бергер П.. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995. Исследование выполнялось в 2005 г. Центре независимых социально-антропологических исследований Северо-запада (г. Апатиты) в рамках проекта «Координаты социальною само- чувстпия моподежи: стереотипы и реалии» при финансовой поддержке независимой органи зации «Гуманистическое движение молодежи». Сандомирская И. Книга о Родине: Опыт анализа дискурсивных практик. - Wien, 2001. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz