Разумова И. А. Наставничество в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики / Пивнева Е. А., Разумова И. А. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 232-246.
240 Вестник антропологии, 2024. № 3 основном в рамках этноориентированных учреждений, различных программ и ме роприятий. Благодаря их деятельности осуществляется преемственность народного опыта, знаний, этических норм и ценностей, укорененных в этнокультурах. Одной из важных и интересных особенностей секции стало непосредственное участие в ее работе таких людей, поделившихся своим личным опытом этнонастав- ничества. Например, большой интерес вызвал доклад Т. А. Молданова — руково дителя Окружной школы Медвежьих игрищ (г. Ханты-Мансийск). Это проект авто номного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Окружной Дом народного творчества» (ОДНТ), в ходе реализации которого проводится ком плексная работа по изучению Медвежьего обряда и его передаче молодому поколе нию. Традиционным праздникам, прежде всего — Медвежьим игрищам, у обских угров принадлежит особое место в воспитании подрастающего поколения, посколь ку там «в концентрированном виде представлены все образцы и нормы традицион ной жизни», такая работа имеет большое значение «для усвоения детьми основных норм этнического сообщества» (Кравченко 2007: 70, 87). Об успешности проекта и интересе к нему со стороны молодежи свидетельствует приведенная в докладе Т. А. Молданова статистика. В 1991 г. в ходе Медвежьих церемоний в д. Юильск Белоярского района было исполнено 128 песен и сценок, игрища проходили 3 дня. В следующем 1992 г. в с. Полноват исполнено 144 песни и сценки; в 1997 г. на стойби ще Сюньюган (недалеко от д. Юильск) — 212 песен и сценок; в 2016 году в г. Хан ты-Мансийск — 278 песен и сценок. Самый пожилой исполнитель на игрищах в 1991 г. был в возрасте 76 лет, самый молодой — 59 лет. В 2016 г. самому пожилому исполнителю был 71 год, а молодым исполнителям по 10 — 14 лет (Молданов 2023). В Окружном Доме народного творчества Ханты-Мансийска реализуются и дру гие этнонаставнические проекты. Среди них — «Школа мастеров по изготовле нию и обучению игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов» (руководитель — А. А. Рещиков). Занятия проводятся для школьников, студентов, участников творческих фольклорных коллективов и всех тех, кто желает приоб щиться к инструментальной музыке. Ученики Школы мастеров осваивают техно логии изготовления и игру на музыкальных инструментах обских угров, а также повышают уровень исполнительского мастерства (Окружная школа мастеров). На базе ОДНТ действует также «Школа наставничества по сохранению и развитию не материального культурного наследия народов Югры». К этому проекту в качестве наставников привлекаются члены Экспертного совета по формированию Реестра объектов нематериального культурного наследия народов ХМАО-Югры (научные сотрудники, специалисты учреждений культуры, эксперты в сфере традиционной культуры обско-угорских народов). Эксперты читают лекции, посвященные куль турному наследию; участники проекта проводят исследовательскую работу и на практических занятиях представляют свои объекты, выдвинутые на включение в Реестр (Школа наставничества). В связи со сказанным выше следует заметить, что в принятом у нас в стране в 2022 г. федеральном законе «О нематериальном этнокультурном достоянии Рос сийской Федерации» в качестве «хранителей» нематериального этнокультурного достояния признаны не только физические, но и юридические лица, «имеющие отношение к выявлению, изучению, использованию, актуализации, сохранению и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния Российской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz