Разумова И. А. Наставничество в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики / Пивнева Е. А., Разумова И. А. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 232-246.
Пивнева Е. А., Разумова И. А. Наставничество в культурах Севера России. 239 ные навыки <.. .> Передача знаний может происходить, даже если нет осознанного на мерения учить или учиться. Дети и взрослые учатся, просто наблюдая за другими — особенно за теми, кто заслуживает доверия. В этом случае срабатывает зрительный способ передачи знаний при непосредственном участии» (Кашлатова 2023). В нескольких выступлениях были затронуты педагогические аспекты настав ничества и значение педагогов как наставников, обеспечивающих культурную пре емственность в сфере образования в разные исторические периоды и на разных уровнях: от начальных школ до научной социализации учеников. Так, в докладе К. С. Казаковой (г. Апатиты, ЦГП КНЦ РАН), опубликованном в настоящем выпу ске в виде статьи, на основе архивных документов показано участие священников в деле народного просвещения на северных окраинах Российской империи в конце XIX - начале XX веков в качестве профессиональной учительской и одновременно наставнической деятельности. С. Л. Чернышова (г. Санкт-Петербург) рассказала об опыте работы видного эвенского фольклориста, учителя эвенского языка, языковеда У. В. Канюковой. О значении научных школ не только в аспекте исследовательской, профессиональной преемственности, но и в активизации общественной жизни це лых регионов шла речь в докладе З. И. Строгальщиковой (г. Петрозаводск, ИЯЛИ КарНЦ РАН) «О роли учеников В. Г. Богораза — С. А. Макарьева и А. М. Линевско- го в общественной и научной жизни Карелии». В настоящее время важнейшая роль в процессах, обеспечивающих культурную преемственность, отводится этнокультурному образованию (ЭКО), под которым по нимается процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, становления и воспитания личности на традициях народной культуры. Реализует ся ЭКО в северных регионах «через интеграцию в современную образовательную среду принципов, средств и форм этнической системы воспитания, сложившихся в условиях традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севе ра» (Реализация этнокультурной составляющей 2018: 9). При этом признается необ ходимость подхода к этнокультурному образованию «не как к механизму передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, а как к культуросообразующему ин ституту, важнейшему средству сохранения и развитая индивидуумом человеческой и национальной самобытности» (Тимошенко 2013: 46-51). В этом отношении интерес представляет опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее — ХМАО-Югра). Там одной из первых на Севере попыток «этновосстановления» через образование стала экспериментальная культур-антро- пологическая школа «Касум КАШ» в с. Казым, которая просуществовала с 1991 по 1998 г.1Ее директор О. А. Кравченко раскрыла роль этнической общности как обра зовательно-воспитательной среды и рассказала о попытках реанимации традицион ной системы «общественного патроната» в ХМАО-Югре в своей содержательной монографии «Этносоциопедагогика казымских хантов» (Кравченко 2007: 60-61). Сегодня в северных регионах в роли этнонаставников, как правило, выступают конкретные люди — «носители» и «хранители» традиций. Творческие навыки, при обретенные когда-то в семье от родителей, они передают молодому поколению в 1В дальнейшем некоторые идеи и разработки этой школы легли в основу других проектов. Свое образной формой приобщения подрастающего поколения к этнической культуре обских угров и «погружения в языковую среду» стали т. н. этнические стойбища, совмещающие летний отдых детей с познавательной деятельностью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz