Разумова И. А. Наставничество в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики / Пивнева Е. А., Разумова И. А. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 232-246.
238 Вестник антропологии, 2024. № 3 ло формированию у молодежи навыков воспитания будущих детей. Исследователи пишут о «похищенном поколении» северян, которое «во многом утратило элемен тарные навыки жизнедеятельности (ориентирования на местности, выбора и осво ения промысловых угодий, содержания домашних животных и др.). Если по тради ционной модели воспитания молодые люди к 14-15 годам обретали дееспособность и культурную полноценность, то в новых условиях приобщение к традициям возоб новляется (при благоприятном стечении обстоятельств) лишь в 18-20-летнем воз расте» (Головнев 1995: 94-95). Ситуация изменилась с конца 1980-х гг., когда на волне «этнического возрожде ния» в северных сообществах сформировался устойчивый интерес к своему истори ко-культурному наследию, практическому использованию народных знаний и уме ний. «Постепенная утрата последних, с одной стороны, и осознание необходимости сохранения культурного наследия, с другой, инициировали поиск иных (вторичных) способов архивации и трансмиссии — письменных, клубно-досуговых, образова тельных, медийных, музейных» (Иванова 2019). На повестку дня встал вопрос о том, как подрастающему поколению из числа коренных малочисленных народов Севера сохранить устоявшуюся традиционную культуру и социализироваться в современ ном обществе. Значимость этой проблемы была подчеркнута в докладе Л. В. Кашла- товой (пгт. Березово, ОУИПиР): «Механизм передачи знаний в традиционной среде никогда не был так актуален, как в настоящее время. Поколение, которое прекрасно владело в прошлом языком, знаниями в области проведения обрядов, безвозвратно уходит, или, ещё хуже, находится в положении, когда некому передать свои этниче ские нормы и ценности» (Кашлатова 2023). Чрезвычайно актуальным в этой связи представляется вопрос о наставнической роли семьи как транслятора культурных традиций. Специалисты не раз отмечали, что детьми разных этнических групп в б о льшей степени и лучше усваиваются зна ния, умения, навыки, которые они получают в семье от родителей. «Именно в семье (через обучение родному языку, благодаря усвоению социальных отношений и цен ностей, выраженных при помощи языка, которые передаются в процессе воспитания новых поколений в нормах, традициях и нравах и т. п.) формируется мировоззрение и самосознание представителей того или иного народа» (Ушаков 2004: 101-108). Результаты эмпирических исследований на эту тему представлены в настоящем выпуске в статье Е. В. Бусыревой (г. Апатиты, ЦГП КНЦ РАН) о коммеморативных практиках в семьях жителей Мурманской области. Взгляд «изнутри культуры» о том, как сегодня передаются знания, этнические нормы и ценности в традиционной хан тыйской среде, был представлен в упоминавшемся выше докладе Л. В. Кашлатовой «Механизм передачи знаний, этнических норм и ценностей в хантыйском роду Лыско- вых». В нем подчеркивается, что в настоящее время в качестве важного социального механизма, посредством которого регулируются и периодически заново «одушевля ются» общие нормы и ценности народа, выступают традиционные обряды. Приведем далее некоторые выдержки из этого доклада: «В связи с утратой традиционных зна ний, традиционного образа жизни коренного населения многое ушло в прошлое. Се годня нет уже людей (шаманов), которые могли гадать, лечить, проводить ритуальные действия, исполнять эпические песни и молитвенные заклинания, так как современ ное поколение не знает языка. Но во многих семьях (родах) есть инициативные люди, которые озабочены таким состоянием и через наставничество возрождают утрачен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz