Разумова И. А. Наставничество в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики / Пивнева Е. А., Разумова И. А. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 232-246.
236 Вестник антропологии, 2024. № 3 Наставничество как элемент образовательной среды включает институты и прак тики формального и неформального свойства (Неустроева 2023). Нормативно-рас порядительные документы, с одной стороны, регламентируют эту деятельность, с другой стороны, требуют от наставников «неформального подхода» к делу, довери тельности и эмпатии между ними и подопечными. В организациях проблема реша ется по-разному. Например, в Новосибирской областной юношеской библиотеке ис пользуются три вида наставничества: «обязательное», «желательное», «смешанное» (Манн 2016). Выступая субъектом образовательного процесса, обучающийся имеет возможности для личного выбора тех, кто его будет наставлять, и для установления неформальных отношений, благоприятствующих наставничеству. Соответственно, результат наставничества, нередко отсроченный, далеко не всегда может быть учтен в отчетах об эффективности процесса. Наставничество и ученичество опознаются, в частности, по самоидентификации участников процесса (со всеми возможными противоречиями) или по особенностям работы («почерку», приемам). Наставничество относится к «культурным универсалиям», будучи механизмом социальной преемственности во все эпохи и у разных народов. Существуют культу ры наставничества, соответствующие типу социально-политической организации, идеологии, религии, субкультурным особенностям групп и пр. Можно говорить о наставничестве в народной, массовой, элитарной культуре и т. д. Этнографические и антропологические аспекты наставничества у народов России в современных ус ловиях исследованы лишь фрагментарно. Основываясь на материалах выступлений участников секции «Институт наставничества в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики» рассмотрим далее конкретные формы и меха низмы проявления этого института на Севере России. Этнокультурные измерения наставничества: Север России В современном проблемном поле этнологии/социально-культурной антропологии одним из самых актуальных остается вопрос о преемственности в культуре. Поиск новых культурных моделей, которые бы гармонично сочетали в своей структуре тра диционное и инновационное начало, ведется и в среде самих народов Севера. Для исследования этих процессов методологически важным оказался концепт «наставни чество», который, по верному замечанию одного из участников секции Л. Н. Хахов- ской, стал «полезной теоретической рамкой, способной вскрыть сущность процесса передачи этноориентированных знаний и практик в современной ситуации, когда эт- нолокальные сообщества становятся все более размытыми, их культура приобретает трансформированный характер, а важную роль в становлении современных форм су ществования тех или иных этнических элементов начинает играть окружающее сооб щество» (Хаховская 2024). Именно в таком ракурсе — как технология, обеспечивающая преемственность культуры (ее норм, ценностей, навыков, умений) и инкультурацию / формирование этнической идентичности северной молодежи, было представлено наставничество в большинстве прозвучавших на секции докладов. Полагаем, что в данном случае можно говорить об этническом наставничестве (этнонаставничестве), которое утверждается в процессе воспроизводства компонентов народной культуры. Множество интересных и разноплановых сюжетов было затронуто в выступле ниях, посвященных традиционным нормам наставничества, основанным на религии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz