Разумова И. А. Наставничество в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики / Пивнева Е. А., Разумова И. А. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 232-246.
234 Вестник антропологии, 2024. № 3 В предлагаемой вниманию читателей рубрике журнала содержатся статьи, подготов ленные на основе части докладов, прозвучавших на секции «Институт наставничества в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики»1. Актуаль ность этой тематики определяется современной ролью института наставничества. Он начал активно возрождаться на постсоветском пространстве не только в официально закрепленных формах (2023 год был объявлен в России Годом педагога и наставника), но и на уровне спонтанных общественных инициатив. Социальные практики настав ничества обладают этнокультурной спецификой, что во многом продемонстрировали прозвучавшие на секции доклады. Поскольку спектр обсуждаемых тем был гораздо шире представленного в публикуемой здесь подборке, этот пробел восполнен в настоя щей статье более подробным обзором, который мы сочли целесообразным предварить разделом об общих определениях и подходах к феномену наставничества. Определения и подходы Многие пишущие о наставничестве авторы, независимо от их специальности, начинают с отсылок к русским этимологическим и толковым словарям В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова и другим. Известные определения приспосабливаются к целям современного экономического развития, к динамике педагогических техно логий и влияют на язык описаний конкретного опыта, на методические рекоменда ции и практики наставничества в той или иной организации. Согласно официальному определению, наставничество — это «метод профессио нального развития, направленный на формирование у молодых гражданских служа щих профессиональных знаний и умений, надлежащего исполнения ими должност ных обязанностей, ознакомление с особенностями прохождения гражданской службы в соответствующем государственном органе» (Методический инструментарий 2020: 9). В работах педагогической, управленческой, экономической направленности на ставничество рассматривается как «способ передачи знаний, умений и навыков бо лее опытным сотрудником менее опытному», «образовательный процесс на рабочем месте», «система адаптации и профессионального развития молодых сотрудников», «инструмент развития сотрудников», «часть корпоративной культуры», «хранитель знаний и ключевой механизм инновационного процесса в компании», «мотиватор мо лодых сотрудников», «образовательная технология», «личностно ориентированный педагогический процесс» и т. д. (Кларин 2016; Башарина 2018; Югфельд 2022 и др.). В целом же, в настоящее время нет единого определения «наставничества» ни в педагогической науке, ни в нормативных документах. Наставничество рассматри вается как институт, который наряду с профессиональной социализацией обеспе чивает инкультурацию молодежи, и как процесс преемственности культуры через передачу профессионального опыта. В рамки наставничества включаются истори чески конкретные институты воспитания и образования: духовное наставничество в различной религиозной среде (см., напр.: Кузнецова, Ружинская 2016), классное на ставничество в дореволюционной системе образования (Ичетовкина 2016), класс ное руководство (Мандрикова и др. 2023), кураторство в вузах, домашнее наставни чество (гувернерство)и другие. 1Секция была организована в рамках XV Конгресса антропологов и этнологов России (г Санкт- Петербург, 26-30 июня 2023 г).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz