Разумова И. А. Наставничество в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики / Пивнева Е. А., Разумова И. А. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 232-246.

242 Вестник антропологии, 2024. № 3 ничества в современной жизни северных сообществ показал доклад Е. И. Богданова (г. Салехард), в котором речь шла о Школе межэтнической журналистики в Яма­ ло-Ненецком автономном округе1. * * * Обзор современной литературы, посвященной наставничеству, показал, что при оче­ видном интересе со стороны исследователей институт наставничества изучен неравно­ мерно. Основные понятийные рамки, в которых сегодня интерпретируется «наставни­ чество», находятся в сферах педагогики, психологии, управления, экономики. При этом само понятие не имеет строгой определенности. Это следствие многофункционально­ сти института и разнообразия конкретно-исторических форм наставничества. Стремление развести философско-антропологическую и институциональную оп­ тику в определении и понимании наставничества приводит к распределению значе­ ний: наставничество «в широком смысле представляет собой обобщенную форму качественных отношений между субъектом и объектом развития, а в узком тракту­ ется как деятельность по передаче знаний и опыта от эксперта к новичку»; при этом культурное наполнение, «практики наставничества между учителями и учениками, студентами и преподавателями, специалистами и новичками значительно отличают­ ся друг от друга» (Долженко, Сальцев 2018: 7, 10). В центре обсуждения на представленной в этой статье секции оказалась проблема способов передачи этнокультурных традиций, включающих различные практики на­ ставничества. Прозвучавшие доклады продемонстрировали востребованность этого института в современных условиях: «движение наставничества» можно наблюдать сегодня в регионах Севера России в самых разных его формах и проявлениях. Преемственность этнических форм культуры происходит посредством трех ос­ новных каналов: «через семью (именно в семье в первую очередь происходит пере­ дача из поколения в поколение традиций, обрядов и обычаев, народных песен и тан­ цев, навыков декоративно-прикладного искусства и прочих элементов этнической культуры), через посредство национально-культурных общественных объединений различного уровня (от клуба по интересам до национально-культурных автономий) и в государственных учреждениях культуры и образования (Домах культуры, Домах дружбы, в образовательных учреждениях и пр.)» (см.: Вьюткина 2015: 68-70). Соответственно, в роли наставников могут выступать как конкретные люди — «носители» неких канонизированных образцов этнической культуры, так и отдель­ ные общественные и государственные структуры. На институциональном уровне посредниками в передаче традиционной «нормативной информации» выступают организации, призванные не только сохранять народные знания и умения как исто­ рическую и музейную ценность, но и приобщать к ним на практике. В современных условиях, когда в этнокультурной сфере Севера России наруше­ ны прежние механизмы межпоколенной передачи опыта, можно прогнозировать дальнейшее усиление роли наставников, при постоянном развитии профессионализ­ ма в их среде. Продолжение разработки этой темы может внести вклад в научные и 1Проведение Школы межэтнической журналистики было инициировано Гильдией межэтнической журналистики — межрегиональной общественной организации журналистов, освещающих межэтническую тематику при поддержке Федерального агентства по делам национальностей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz