Разин, Е. Ф. Фундамент у подножия Крестовой // Наука и бизнес на Мурмане. – 1999. – № 3 (сент.) – С. 36-41.
ХРАМЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА 40 установить дату: 26 мая. Ну, а упоминание «немцев» — это всех иноземцев так звали в былые времена простые люди. Конечно, иноземцы не могли удовлетвориться только разорением Кандалакши и Канда лакшского монастыря. В Соловецкой летописи мы находим еще одну запись того же 1589 года: «...Сентября в 7, грех ради наших, приходили немецкие люди к морю на поморские места рекою Ковдою в волость Ковду, а ис Ковды в волость Унбу, а из Унбы в волость Керет и в иные мелкие волости заморские. Да ис Керети в волость Кеми, и те волости повоевали, церкви и людей побили, и воевав пошли Кемью рекою вверх, а приходило тех немецких людей 700 человек». Программа разбойничьих дел у захватчиков была обширной. Они выполняли королевский приказ: истребить все, что можно. Распра вившись с поморскими поселениями по Бело морскому западному берегу, они уделили «вни мание» и северным местам — двинулись на Печенгский монастырь, где также учинили разгром. Наши земляки-мурманчане очень слабо знают историю края. И местные историки при обра щении к былому обычно останавливаются лишь на разорении Печенгского монастыря. Когда монастырь Печенгский подвергся разорению, по повелению царя Феодора Иоанновича он был переведен в Колу и стал именоваться Кольско- Печенгским. Но рассказ о нем — это уже другая история... А после майского 1589 года разорения Кандалакшский монастырь был восстановлен на старом месте. Конечно, не в том объеме. Пришли опять русские люди в «неведомыедали», на «обгорелые пни и кочки», как писалось после очередного разгрома Кандалакши иноземными пришельцами. Атогда и жители окрестных мест, чудом спасшиеся от нашествия ворогов, спо собствовали возрождению. В частности, Иван Федорович Ушаков свидетельствует, что близ Порьей Губы был монастырь, который называли почему-то Кокуев. Так вот, монахи этого мо настыря в 1591 году перебрались в порушенный и восстановленный Кандалакшский монастырь, который к своему имени добавил и название — Кокуев. Что обозначает это название, сказать не могу. Восстановили в Кандалакшском Пречистен ском монастыре всего одну церковь, Богоро дицкую, а на Никольскую с двумя приделами возможностей, видимо, не хватило. Вместо нее возвели часовню. К сожалению, она сгорела в 1733 году, и где стояла, где находилась и Ни кольская церковь никто указать не смог. А церковь Рождества Богородицы, или как ее называли — Богородицкая, выстояла не только разорение 1589 года. Зарубежным нашим недругам не нялось, они не раз приходили в Кандалакшу, грабили все, что могли, жгли. Итак длилось столетия. Последнее разорение церкви на левом берегу Нивы произошло английскими пиратствующими моряками в годы, когда на юге Российской державы, в Крыму, осаждался город русской славы — Севастополь. В годы Крымской кам пании иноземцы не один раз заходили и в воды Белого моря [1,9, 10, 14, с. 250,19], грабя крестьян, разоряя Мурманское побережье. Тогдаже разо рили и Колу, об этом написано немало. В Белом море иностранным военным судам очень ужхотелось захватить Архангельск, разо рить Соловецкий монастырь. Но не довелось им это осуществить. Зато над поморскими селе ниями покуражились. Высаживаясь на берег, ничем не брезговали. Забирали собранную поморами морошку и бруснику, ловили кур и овец, забирали все, что хотели. На сельском кладбище в Ковде, например, они собрали медные иконки, прикрепленные к могильным крестам,— занялись сбором «цветного лома». В 1854 году в общем-то похозяйничали. Помня о безнаказанности, в следующем году пиратствующие англичане повторили свой набег. Однако кандалакшские мужики не по желали принимать незваных пришлых гостей. 6 июля 1855 года с подошедшего английского корабля попытались высадить на берег 150 матросов и солдат под прикрытием орудийного огня. Прежде всего на «большую сторону», на правобережье. Однако поморы встретили их ружейными выстрелами [18]. Англичане отсту пили. Тогда они двинулись на Малую сторону, где когда-то был монастырь (кстати, упразднен он был распоряжением архиепископа Архан гельского и Холмогорского «по скудности и неу мению братии и служителей» 14 апреля 1742 года). Там жило мало народу, отпор давать было некому. Как докладывал впоследствии Архангельский военный губернатор военному министру: «...Неприятель, высадившись на берег, сжег находившуюся там церковь Рождества Бого родицы и затем отплыл на пароходе...». Обозленные за неудавшуюся высадку на правобережье села англичане подвергли Кандалакшу орудийному обстрелу. От начавше гося пожара сгорело 46 домов, 29 амбаров и ряд других построек. Я не могу сказать, сколько раз горела Бого родицкая церковь — несколько раз. В послед ний — от руки англичан, как свидетельствовали кандалакшцы, преднамеренно, изнутри. А вос становили ее на прежнем месте через десять лет, «на высочайше пожалованную сумму» в 1865 году. И простояла до 1940 года. К этому времени она обветшала изрядно. Тогда Кандалакшский райисполком, как свидетельствуют документы, принял решение: закрыть церковь. Ее разобрали перед самым началом Великой Отечественной войны. Стой поры и остался фундамент посреди картофельного поря, мимо которого в хорошую погоду влетнее время идуттолпы кандалакшцев к морскому берегу. А так как за последние де сятилетия население Кандалакши значительно обновилось, приезжие не знают, что там, на левобережье Нивы, у старинного поморского кладбища стояла многовидевшая церковь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz