Разин, Е. Ф. Фундамент у подножия Крестовой // Наука и бизнес на Мурмане. – 1999. – № 3 (сент.) – С. 36-41.

ХРАМЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА 40 установить дату: 26 мая. Ну, а упоминание «немцев» — это всех иноземцев так звали в былые времена простые люди. Конечно, иноземцы не могли удовлетвориться только разорением Кандалакши и Канда­ лакшского монастыря. В Соловецкой летописи мы находим еще одну запись того же 1589 года: «...Сентября в 7, грех ради наших, приходили немецкие люди к морю на поморские места рекою Ковдою в волость Ковду, а ис Ковды в волость Унбу, а из Унбы в волость Керет и в иные мелкие волости заморские. Да ис Керети в волость Кеми, и те волости повоевали, церкви и людей побили, и воевав пошли Кемью рекою вверх, а приходило тех немецких людей 700 человек». Программа разбойничьих дел у захватчиков была обширной. Они выполняли королевский приказ: истребить все, что можно. Распра­ вившись с поморскими поселениями по Бело­ морскому западному берегу, они уделили «вни­ мание» и северным местам — двинулись на Печенгский монастырь, где также учинили разгром. Наши земляки-мурманчане очень слабо знают историю края. И местные историки при обра­ щении к былому обычно останавливаются лишь на разорении Печенгского монастыря. Когда монастырь Печенгский подвергся разорению, по повелению царя Феодора Иоанновича он был переведен в Колу и стал именоваться Кольско- Печенгским. Но рассказ о нем — это уже другая история... А после майского 1589 года разорения Кандалакшский монастырь был восстановлен на старом месте. Конечно, не в том объеме. Пришли опять русские люди в «неведомыедали», на «обгорелые пни и кочки», как писалось после очередного разгрома Кандалакши иноземными пришельцами. Атогда и жители окрестных мест, чудом спасшиеся от нашествия ворогов, спо­ собствовали возрождению. В частности, Иван Федорович Ушаков свидетельствует, что близ Порьей Губы был монастырь, который называли почему-то Кокуев. Так вот, монахи этого мо­ настыря в 1591 году перебрались в порушенный и восстановленный Кандалакшский монастырь, который к своему имени добавил и название — Кокуев. Что обозначает это название, сказать не могу. Восстановили в Кандалакшском Пречистен­ ском монастыре всего одну церковь, Богоро­ дицкую, а на Никольскую с двумя приделами возможностей, видимо, не хватило. Вместо нее возвели часовню. К сожалению, она сгорела в 1733 году, и где стояла, где находилась и Ни­ кольская церковь никто указать не смог. А церковь Рождества Богородицы, или как ее называли — Богородицкая, выстояла не только разорение 1589 года. Зарубежным нашим недругам не нялось, они не раз приходили в Кандалакшу, грабили все, что могли, жгли. Итак длилось столетия. Последнее разорение церкви на левом берегу Нивы произошло английскими пиратствующими моряками в годы, когда на юге Российской державы, в Крыму, осаждался город русской славы — Севастополь. В годы Крымской кам­ пании иноземцы не один раз заходили и в воды Белого моря [1,9, 10, 14, с. 250,19], грабя крестьян, разоряя Мурманское побережье. Тогдаже разо­ рили и Колу, об этом написано немало. В Белом море иностранным военным судам очень ужхотелось захватить Архангельск, разо­ рить Соловецкий монастырь. Но не довелось им это осуществить. Зато над поморскими селе­ ниями покуражились. Высаживаясь на берег, ничем не брезговали. Забирали собранную поморами морошку и бруснику, ловили кур и овец, забирали все, что хотели. На сельском кладбище в Ковде, например, они собрали медные иконки, прикрепленные к могильным крестам,— занялись сбором «цветного лома». В 1854 году в общем-то похозяйничали. Помня о безнаказанности, в следующем году пиратствующие англичане повторили свой набег. Однако кандалакшские мужики не по­ желали принимать незваных пришлых гостей. 6 июля 1855 года с подошедшего английского корабля попытались высадить на берег 150 матросов и солдат под прикрытием орудийного огня. Прежде всего на «большую сторону», на правобережье. Однако поморы встретили их ружейными выстрелами [18]. Англичане отсту­ пили. Тогда они двинулись на Малую сторону, где когда-то был монастырь (кстати, упразднен он был распоряжением архиепископа Архан­ гельского и Холмогорского «по скудности и неу­ мению братии и служителей» 14 апреля 1742 года). Там жило мало народу, отпор давать было некому. Как докладывал впоследствии Архангельский военный губернатор военному министру: «...Неприятель, высадившись на берег, сжег находившуюся там церковь Рождества Бого­ родицы и затем отплыл на пароходе...». Обозленные за неудавшуюся высадку на правобережье села англичане подвергли Кандалакшу орудийному обстрелу. От начавше­ гося пожара сгорело 46 домов, 29 амбаров и ряд других построек. Я не могу сказать, сколько раз горела Бого­ родицкая церковь — несколько раз. В послед­ ний — от руки англичан, как свидетельствовали кандалакшцы, преднамеренно, изнутри. А вос­ становили ее на прежнем месте через десять лет, «на высочайше пожалованную сумму» в 1865 году. И простояла до 1940 года. К этому времени она обветшала изрядно. Тогда Кандалакшский райисполком, как свидетельствуют документы, принял решение: закрыть церковь. Ее разобрали перед самым началом Великой Отечественной войны. Стой поры и остался фундамент посреди картофельного поря, мимо которого в хорошую погоду влетнее время идуттолпы кандалакшцев к морскому берегу. А так как за последние де­ сятилетия население Кандалакши значительно обновилось, приезжие не знают, что там, на левобережье Нивы, у старинного поморского кладбища стояла многовидевшая церковь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz