Разин, Е. Ф. Фундамент у подножия Крестовой // Наука и бизнес на Мурмане. – 1999. – № 3 (сент.) – С. 36-41.
ХРАМЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА 38 всего Печенгский монастырь был обителью русских монахов, основан русскими людьми и являлся самым северным нашим форпостом чуть ли не на берегу «моря Окияна». Обычно отсчет возникновения русских север ных монастырей ведется с 1553 или 1554 года, когда жалованной грамотой Иван Грозный опре делил границы Кандалакшского монастыря, «по жаловал... для монастырского строения и для лопского крещения» большие земли [ 16, с. 12]. Когда пошло начало нашему монастырю, трудно сказать. Н. И. Костомаров, в свое время широко известный русский историк, автор многочисленных работ по социально-полити ческой и экономической истории России и Украины (1817— 1875) так оценивает теперь уже далекие от нас времена: «Стремление к основанию новых монастырей путем отшельничества направилось в XV сто летии на Крайний Север. Обители возникали за обителями, передавая в грядущие поколения память о святости и подвигах своих основа телей...» [5, с. 230]. Это из статьи Николая Ивановича Косто марова «Соловецкие чудотворцы Савватий и Зосима». И там же: «На севере Руси при немноголюдном и рас сеянном населении возник обычай в некоторых деревнях строить деревянные часовни с обра зами, где народ молился за неимением церквей. Иногда в такую часовню приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и причащал народ. Близ такой часовни обыкновенно проживал какой-нибудь благочестивый старец, внушавший к себе ува жение своим постничеством и благочестием...» [5, с. 231]. И представьте себе Кандалакшу, то самое поселение, которое начало складываться в «усть Нивы реки». Как происходило все? Как считает наш мурманский исследователь прошлого Кольского края И. Ф. Ушаков, «из селений, существовавшихнаТерском берегу, в 1466году указаны Умба и Варзуга». Но, считает Иван Федорович: «Судя по материалам былинного эпоса, сохранившегося на Терском берегу, русское население пришло сюда не с низовий Северной Двины, а с “Поморского” (Карельского) берега» [14, с. 31]. А как же тогда с устьем реки Нивы? Как же русские люди, о которых сказано, что они уже жили в Умбе и Варзуге, миновали столь бла годатное место? Не могли первопроходцы миновать эту самую реку Ниву! И когда раз личные популярные справочники, например, «Туристские тропы Кольского полуострова» [13, с. 131] вещают, что Кандалакша основана в 1526 году, то я «дико извиняюсь». Не могло быть такого! К 1526 году относится приход наших предков в Москву. Напомню еще раз строки из Ростовской летописи: «Приехаша в Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна из Кандолажской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антимиса и Священников церковь свящати и просветити их святым крещением...» [4, с. 58]. Значит, не к 1526 году относится «основание» Кандалакши. Ведь должно было родиться же лание заиметь на беломорских берегах новую церковь. Для этого нужно иметь сколько-то народу, причем работоспособных мужиков. Лес нужно заготовить. Да мастеровые люди должны сыскаться. Возвести церковное здание по всем церковным канонам тоже не так-то просто. Да и собраться вдалекий путь, в Москву, тоже время требуется. И путь туда — это не в вагоне по железной дороге катиться. Никак тут не уло житься в указываемую некоторыми историками дату освоения — 1526-й. А в «Софийском временнике» [8, с. 289], на который любит ссылаться И. Ф. Ушаков, гово рится, что путь до Москвы проделали лишь «лопляне», вместо «поморцев» во многих его публикациях стоит многоточие. И пошло теперь гулять, что церковь в Кандалакше строили «лоп ляне», а не русские люди, «поморцы», значит. Ну, ладно, все эти разговоры пока, как гово рится, вокруг да около. Но все-таки, когда начиналась Кандалакша и при чем здесь фунда мент былой церкви у горы Крестовой? Тут хочу напомнить, что есть такие понятия: дописьменная история и так называемая пись менная. Археологи и помогают нам получить представление о той самой истории, о которой нет письменных свидетельств. О Кандалакше же скажем так. Проведенные изыскания, рас копки свидетельствуют, что здесь, вдоль реки Нива, от подножья горы Крестовой, как ее называем и до сих пор, до бывшего здания военкомата, археологи открыли добрый десяток стоянок первобытного человека времен нео лита. Некоторые из них насчитывают VII— Vтысяч лет до новой эры, по сути дела возвращают нас в то самое время, когда отсюда только что отступил гигантский ледник. На восток от горы Крестовой находится лабиринт-«вавилон», со оружение наших далеких предков, дошедшее до нас через II— Iтысячелетие до нашей эры. Значит, люди поселились очень давно. Так откуда пошла Кандалакша? Кто даст точ ный ответ? Если вы будете искать ответ в различного рода энциклопедических справочниках, то уви дите: Кандалакша известна как населенный пункт с XI века [12, с. 566]. А некоторые до бавляют ей века, утверждая, что с IX века. Но конкретного подтверждения всему этому нет, есть только осмысливание различных косвенных данных. И первая конкретная дата, что сохранилась в письменных источниках, это 1526 год. Вот почему закрепляется утверждение, что это и есть дата начала Кандалакши. Но, однако, в Ростовской летописи, которую я уже цитировал, нет самого названия «Кандалакша», говорится лишь о том, что ходоки в Москву были «с моря Окияна из Кандолажской губы усть Нивы реки». Так что... Неконкретность все-таки остается. Но век уже определился — XVI.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz