Разин, Е. Ф. Фундамент у подножия Крестовой // Наука и бизнес на Мурмане. – 1999. – № 3 (сент.) – С. 36-41.

ХРАМЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА 38 всего Печенгский монастырь был обителью русских монахов, основан русскими людьми и являлся самым северным нашим форпостом чуть ли не на берегу «моря Окияна». Обычно отсчет возникновения русских север­ ных монастырей ведется с 1553 или 1554 года, когда жалованной грамотой Иван Грозный опре­ делил границы Кандалакшского монастыря, «по­ жаловал... для монастырского строения и для лопского крещения» большие земли [ 16, с. 12]. Когда пошло начало нашему монастырю, трудно сказать. Н. И. Костомаров, в свое время широко известный русский историк, автор многочисленных работ по социально-полити­ ческой и экономической истории России и Украины (1817— 1875) так оценивает теперь уже далекие от нас времена: «Стремление к основанию новых монастырей путем отшельничества направилось в XV сто­ летии на Крайний Север. Обители возникали за обителями, передавая в грядущие поколения память о святости и подвигах своих основа­ телей...» [5, с. 230]. Это из статьи Николая Ивановича Косто­ марова «Соловецкие чудотворцы Савватий и Зосима». И там же: «На севере Руси при немноголюдном и рас­ сеянном населении возник обычай в некоторых деревнях строить деревянные часовни с обра­ зами, где народ молился за неимением церквей. Иногда в такую часовню приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и причащал народ. Близ такой часовни обыкновенно проживал какой-нибудь благочестивый старец, внушавший к себе ува­ жение своим постничеством и благочестием...» [5, с. 231]. И представьте себе Кандалакшу, то самое поселение, которое начало складываться в «усть Нивы реки». Как происходило все? Как считает наш мурманский исследователь прошлого Кольского края И. Ф. Ушаков, «из селений, существовавшихнаТерском берегу, в 1466году указаны Умба и Варзуга». Но, считает Иван Федорович: «Судя по материалам былинного эпоса, сохранившегося на Терском берегу, русское население пришло сюда не с низовий Северной Двины, а с “Поморского” (Карельского) берега» [14, с. 31]. А как же тогда с устьем реки Нивы? Как же русские люди, о которых сказано, что они уже жили в Умбе и Варзуге, миновали столь бла­ годатное место? Не могли первопроходцы миновать эту самую реку Ниву! И когда раз­ личные популярные справочники, например, «Туристские тропы Кольского полуострова» [13, с. 131] вещают, что Кандалакша основана в 1526 году, то я «дико извиняюсь». Не могло быть такого! К 1526 году относится приход наших предков в Москву. Напомню еще раз строки из Ростовской летописи: «Приехаша в Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна из Кандолажской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антимиса и Священников церковь свящати и просветити их святым крещением...» [4, с. 58]. Значит, не к 1526 году относится «основание» Кандалакши. Ведь должно было родиться же­ лание заиметь на беломорских берегах новую церковь. Для этого нужно иметь сколько-то народу, причем работоспособных мужиков. Лес нужно заготовить. Да мастеровые люди должны сыскаться. Возвести церковное здание по всем церковным канонам тоже не так-то просто. Да и собраться вдалекий путь, в Москву, тоже время требуется. И путь туда — это не в вагоне по железной дороге катиться. Никак тут не уло­ житься в указываемую некоторыми историками дату освоения — 1526-й. А в «Софийском временнике» [8, с. 289], на который любит ссылаться И. Ф. Ушаков, гово­ рится, что путь до Москвы проделали лишь «лопляне», вместо «поморцев» во многих его публикациях стоит многоточие. И пошло теперь гулять, что церковь в Кандалакше строили «лоп­ ляне», а не русские люди, «поморцы», значит. Ну, ладно, все эти разговоры пока, как гово­ рится, вокруг да около. Но все-таки, когда начиналась Кандалакша и при чем здесь фунда­ мент былой церкви у горы Крестовой? Тут хочу напомнить, что есть такие понятия: дописьменная история и так называемая пись­ менная. Археологи и помогают нам получить представление о той самой истории, о которой нет письменных свидетельств. О Кандалакше же скажем так. Проведенные изыскания, рас­ копки свидетельствуют, что здесь, вдоль реки Нива, от подножья горы Крестовой, как ее называем и до сих пор, до бывшего здания военкомата, археологи открыли добрый десяток стоянок первобытного человека времен нео­ лита. Некоторые из них насчитывают VII— Vтысяч лет до новой эры, по сути дела возвращают нас в то самое время, когда отсюда только что отступил гигантский ледник. На восток от горы Крестовой находится лабиринт-«вавилон», со­ оружение наших далеких предков, дошедшее до нас через II— Iтысячелетие до нашей эры. Значит, люди поселились очень давно. Так откуда пошла Кандалакша? Кто даст точ­ ный ответ? Если вы будете искать ответ в различного рода энциклопедических справочниках, то уви­ дите: Кандалакша известна как населенный пункт с XI века [12, с. 566]. А некоторые до­ бавляют ей века, утверждая, что с IX века. Но конкретного подтверждения всему этому нет, есть только осмысливание различных косвенных данных. И первая конкретная дата, что сохранилась в письменных источниках, это 1526 год. Вот почему закрепляется утверждение, что это и есть дата начала Кандалакши. Но, однако, в Ростовской летописи, которую я уже цитировал, нет самого названия «Кандалакша», говорится лишь о том, что ходоки в Москву были «с моря Окияна из Кандолажской губы усть Нивы реки». Так что... Неконкретность все-таки остается. Но век уже определился — XVI.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz