Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

лось 29 миллионов рублей золотом. Где молодой Советской рес­ публике было взять такую сумму? Не хватало рабочих рук. Отме­ чались многочисленные случаи заболевания цингой. Правительство нашло выход. В августе 1922 года было созда­ но правление Мурманской железной дороги во главе с А. М. Ар­ нольдовым. Мурманской дороге для освоения отдавался огром­ ный северный край. Проходя по малонаселенной территории и в силу этого не имея достаточных грузов, чтобы окупить свое существование, Мурман­ ская железная дорога созданием грузов должна была заняться сама. Оперируя понятиями, взятыми из документов того времени, обрастая «хозяйственными коммерческими предприятиями по ис­ пользованию дремлющих богатств края», дорога должна была создать «вспаханную почву для притока свежих людских сил в пустынный район». Созданному на базе дороги Мурманскому транспортно-про­ мышленно-колонизационному комбинату выделялась обширная территория, более чем в 3 миллиона гектаров, по обе стороны от магистрали с правом эксплуатации лесов, земных недр, вод. Полученные средства предполагалось употребить на нужды са­ мой дороги и Карело-Мурманского края. 25 мая 1923 года Совет Труда и Обороны республики утвер дил «Положение о колонизации Карело-Мурманского края». 1 ок­ тября комбинат начал действовать. Были созданы отраслевые от­ делы — «Желлес», «Желрыба», «Желстрой», «Желсиликат» и т. д. «Желлес» осваивал лесные богатства на территории, отданной в распоряжение дороги на 10 лет. «Желрыба» занималась в ком­ плексе всем рыбным хозяйством. «Желсиликат» строил кирпичные заводы. «Желстрой» тянул новые железнодорожные ветки, воз­ водил мосты, рабочие поселки и т. п. Дороге были переданы Мур­ манский и Кемский морские порты с филиалами. Эти меры сыг­ рали большую роль в развитии производительных сил края. Народный комиссар путей сообщения Я. Э. Рудзутак в своей речи на заседании правления Мурманской железной дороги 18 февраля 1925 года отмечал: «...Мурманская железная дорога есть не только тракт для перевозки, она есть хозяйственный хре­ бет всего края». В числе организационных мер, проведенных руководством пар­ тийных организаций на местах, следует отметить создание желез­ нодорожных райкомов. Такой был создан и на станции Кандалак­ ша. Впоследствии его перевели в Колу. Бюро райкома РКП (б ), решая присущие железнодорожникам вопросы, способствовало и совершенствованию условий жизни крестьян-поморов, в частно­ сти — электрификации. Газета «Рабочая Москва» писала 19 янва­ ря 1928 года о Кандалакше той поры: «Убогое рыбацкое селение, 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz