Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).
лось 29 миллионов рублей золотом. Где молодой Советской рес публике было взять такую сумму? Не хватало рабочих рук. Отме чались многочисленные случаи заболевания цингой. Правительство нашло выход. В августе 1922 года было созда но правление Мурманской железной дороги во главе с А. М. Ар нольдовым. Мурманской дороге для освоения отдавался огром ный северный край. Проходя по малонаселенной территории и в силу этого не имея достаточных грузов, чтобы окупить свое существование, Мурман ская железная дорога созданием грузов должна была заняться сама. Оперируя понятиями, взятыми из документов того времени, обрастая «хозяйственными коммерческими предприятиями по ис пользованию дремлющих богатств края», дорога должна была создать «вспаханную почву для притока свежих людских сил в пустынный район». Созданному на базе дороги Мурманскому транспортно-про мышленно-колонизационному комбинату выделялась обширная территория, более чем в 3 миллиона гектаров, по обе стороны от магистрали с правом эксплуатации лесов, земных недр, вод. Полученные средства предполагалось употребить на нужды са мой дороги и Карело-Мурманского края. 25 мая 1923 года Совет Труда и Обороны республики утвер дил «Положение о колонизации Карело-Мурманского края». 1 ок тября комбинат начал действовать. Были созданы отраслевые от делы — «Желлес», «Желрыба», «Желстрой», «Желсиликат» и т. д. «Желлес» осваивал лесные богатства на территории, отданной в распоряжение дороги на 10 лет. «Желрыба» занималась в ком плексе всем рыбным хозяйством. «Желсиликат» строил кирпичные заводы. «Желстрой» тянул новые железнодорожные ветки, воз водил мосты, рабочие поселки и т. п. Дороге были переданы Мур манский и Кемский морские порты с филиалами. Эти меры сыг рали большую роль в развитии производительных сил края. Народный комиссар путей сообщения Я. Э. Рудзутак в своей речи на заседании правления Мурманской железной дороги 18 февраля 1925 года отмечал: «...Мурманская железная дорога есть не только тракт для перевозки, она есть хозяйственный хре бет всего края». В числе организационных мер, проведенных руководством пар тийных организаций на местах, следует отметить создание желез нодорожных райкомов. Такой был создан и на станции Кандалак ша. Впоследствии его перевели в Колу. Бюро райкома РКП (б ), решая присущие железнодорожникам вопросы, способствовало и совершенствованию условий жизни крестьян-поморов, в частно сти — электрификации. Газета «Рабочая Москва» писала 19 янва ря 1928 года о Кандалакше той поры: «Убогое рыбацкое селение, 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz