Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

ЭТО БЫЛО НАЧАЛО годы гражданской войны и интервенции хозяйство Кандалакши, окрестных сел, как и всего Мурмана и Северной Карелии, пришло в упадок. Ковдские ле­ сопильные заводы остановились, в строй действую­ щих удалось ввести всего два из них. Рыбный про­ мысел сократился. Мурманская дорога, построенная с огромными недоделками, в результате двухлетнего хозяйнича­ нья иноземных пришельцев и белогвардейцев была доведена до аварийного состояния. Путевое хозяйство расстроилось, ско­ рость движения и вес составов были резко ограничены. Поезда от Кандалакши до Мурманска тянулись несколько дней. Да и возить было нечего. Раздавались голоса о консервации дороги до лучших времен. Вот строки из документа: «Движение транспортных паровозов на отделении, кроме хозяйственных и почтово-пассажирских, вы­ ражалось в среднем 1—1,5 паровоза в сутки, почтово-пассажир­ ских — 1 пара в неделю, дровяных — ежедневно 4 поезда, кроме того, еще случайные рабочие поезда — 1 пара в неделю; по Кем­ ской ветви ежедневно 4 пары передаточных поездов. Составы то­ варных вагонов ввиду снижения запасов, плохого топлива (дрова текущей заготовки) и изношенности паровозов уменьшены по ве­ су до 20 тысяч пудов, а по длине до 60 осей. Квартирный вопрос в связи с отсутствием достаточного числа жилых домов и кри­ зисом топлива стоит остро: на некоторых станциях часть служа­ щих живет в плохо оборудованных товарных вагонах. У всех слу­ жащих ощущается недостаток одежды, белья и обуви, также неудовлетворительно обстоит продовольственный вопрос». Так характеризовалось положение дел в докладе начальника 2-го от­ деления службы движения, направленном начальнику дороги в феврале 1920 года. Незавидную картину представляла в то вре­ мя Кандалакша: почерневшие избы по берегам порожистой реки; единственно приметными строениями были церкви — одна на ле­ вой, другая — на правой стороне Нивы. Там, где сейчас на Ниж­ ней Кандалакше находятся склады, стояло деревянное здание паровозного депо, сгоревшее «по неизвестной причине» в январе 1919 года. Здесь же находились службы Мурманки, вокзал. Однако Кандалакша начала постепенно отстраиваться. Появи­ лись бараки нынешней Беломорской улицы — «тысячные», как называют их старожилы. В те времена счет верстам Мурманской дороги шел от станции Званка — нынешнего Волховстроя, и там, 6 Зак. 165 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz