Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).
ЭТО БЫЛО НАЧАЛО годы гражданской войны и интервенции хозяйство Кандалакши, окрестных сел, как и всего Мурмана и Северной Карелии, пришло в упадок. Ковдские ле сопильные заводы остановились, в строй действую щих удалось ввести всего два из них. Рыбный про мысел сократился. Мурманская дорога, построенная с огромными недоделками, в результате двухлетнего хозяйнича нья иноземных пришельцев и белогвардейцев была доведена до аварийного состояния. Путевое хозяйство расстроилось, ско рость движения и вес составов были резко ограничены. Поезда от Кандалакши до Мурманска тянулись несколько дней. Да и возить было нечего. Раздавались голоса о консервации дороги до лучших времен. Вот строки из документа: «Движение транспортных паровозов на отделении, кроме хозяйственных и почтово-пассажирских, вы ражалось в среднем 1—1,5 паровоза в сутки, почтово-пассажир ских — 1 пара в неделю, дровяных — ежедневно 4 поезда, кроме того, еще случайные рабочие поезда — 1 пара в неделю; по Кем ской ветви ежедневно 4 пары передаточных поездов. Составы то варных вагонов ввиду снижения запасов, плохого топлива (дрова текущей заготовки) и изношенности паровозов уменьшены по ве су до 20 тысяч пудов, а по длине до 60 осей. Квартирный вопрос в связи с отсутствием достаточного числа жилых домов и кри зисом топлива стоит остро: на некоторых станциях часть служа щих живет в плохо оборудованных товарных вагонах. У всех слу жащих ощущается недостаток одежды, белья и обуви, также неудовлетворительно обстоит продовольственный вопрос». Так характеризовалось положение дел в докладе начальника 2-го от деления службы движения, направленном начальнику дороги в феврале 1920 года. Незавидную картину представляла в то вре мя Кандалакша: почерневшие избы по берегам порожистой реки; единственно приметными строениями были церкви — одна на ле вой, другая — на правой стороне Нивы. Там, где сейчас на Ниж ней Кандалакше находятся склады, стояло деревянное здание паровозного депо, сгоревшее «по неизвестной причине» в январе 1919 года. Здесь же находились службы Мурманки, вокзал. Однако Кандалакша начала постепенно отстраиваться. Появи лись бараки нынешней Беломорской улицы — «тысячные», как называют их старожилы. В те времена счет верстам Мурманской дороги шел от станции Званка — нынешнего Волховстроя, и там, 6 Зак. 165 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz