Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

венно с центром, как-то: в Кеми, Мурманске, Попове Острове, в Шенкурском уезде, Кандалакше, Холмогорах, но связаться с ни­ ми не могли, так как организация едва сама справлялась со сво­ ими задачами на местах...». Постепенно начали складываться большевистские ячейки в дру­ гих населенных пунктах нашего края. В Ковде, например, при­ знанным вожаком рабочих стал руководитель забастовочного движения в Поморье член РСДРП (б) с 1914 года Е. С. Бармин- ский. Среди большевиков некоторые историки называют активно­ го участника рабочего движения Н. Ф. Логинова, направленного делегатом на Первый губернский съезд рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, проходивший в Архангельске, а также Г. 3. Уткина. На различных участках Мурманской железной доро­ ги действовали большевики П. А. Кобзев, И. В. Пахомов, М. И. Иванов и другие. Вожаки рабочих активно проводили в жизнь большевистские лозунги, выступали против действий Временного правительства. Так, Пахомов был в числе тех, кто подписал 24 ап­ реля 1917 года резолюцию недоверия управлению Мурманстройки, которое пыталось возродить царские порядки и восстановить жан­ дармерию. Он участвовал в работе VII (Апрельской) Всероссий­ ской конференции РСДРП (б), состоявшейся в Петрограде, был избран председателем линейного съезда союза железнодорожни­ ков, проходившего в Кандалакше в конце июля того же года. А большевик М. И. Иванов впоследствии стал одним из вожаков партизанского движения в крае, когда при поддержке интервентов была временно восстановлена власть белогвардейцев. После свержения царизма кандалакшским большевикам удалось повести за собой массы. Обстоятельства требовали от них бы­ строй ориентировки в событиях, умения сплотить вокруг себя ра­ бочие коллективы и направить революционный порыв трудящихся на борьбу с буржуазией. По Мурманской железной дороге разъезжали представители Временного правительства России. Они проводили митинги и со­ брания, со своих позиций разъясняли происходящие в стране со­ бытия, призывали рабочих к сотрудничеству, провозглашали лозунг о войне до победного конца, клеветали на Ленина и боль­ шевиков. Особую энергию проявляла группа работников управле­ ния строительства дороги во главе с инженером Д. Ф. Горским. В самой Кандалакше активную деятельность развернула эсе­ ровская группа, состоявшая из конторских служащих. Политику Временного правительства поддерживал и созданный в Кандалак­ ше в первые дни революции «Комитет общественной безопасности», руководил которым меньшевик А. Д. Тихомиров. Кандалакшские большевики разъясняли рабочим сущность дей­ ствий руководства дороги, направленных на поддержание поли­ 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz