Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

Всего в краткосрочных стачках на линии Кандалакша — Кола летом 1915 года участвовало не менее тысячи человек. Чтобы предотвратить дальнейшие волнения, в Кандалакшу выехали архангельский вице-губернатор и представители Петро­ градской железнодорожной полиции. По настоянию управления строительства в октябре 1915 года на дороге было введено воен­ ное положение и так называемые меры чрезвычайной охраны. Рабочие и служащие под угрозой суда не имели права оставлять работу. Участники забастовок и других выступлений против адми­ нистрации подлежали наказанию по законам военного времени. Но и эти меры не помогли навести порядок. Волнения про­ должались в связи с дальнейшим ухудшением положения строи­ телей. В марте 1916 года рабочие 4-го участка линии Кемь — Кандалакша в телеграмме министру путей сообщения жаловались, что уже три месяца им не выдают заработной платы, на складах нет обуви, больные не получают медицинской помощи. Наибольшей силы волнения достигли осенью. В районе Ковды и Кандалакши несколько тысяч строителей протестовали против задержки их на работе после истечения срока контракта. В про­ шениях начальнику строительства и другим администраторам они жаловались, что в ожидании расчета живут с малолетними детьми под открытым небом и что после того, как они в течение 6—8 ме­ сяцев терпеливо «переносили голод и холод, не считаясь ни с к а ­ кой работой», им не выдают расчета за «труд и кровавый пот». В глухих местах, оторванных от промышленных районов стра­ ны, протесты рабочих быстро подавлялись жандармами и страж­ никами, которые в союзе с администрацией творили произвол и насилие. Этому способствовала и неорганизованность строите­ лей, выступления были стихийными и локальными. БОЛЬШЕВИКИ ЗОВУТ НА БОЙ А орьба строителей Мурманской железной дороги 50 Е і 33 экономические нрава сплотила их, способствовала 2 §| политическому воспитанию. Создавалась благоприят- ная почва восприятия рабочими революционных идей. в Кандалакше, крупном центре стройки, возникла первая большевистская ячейка на Севере. Из мате­ риалов Центрального партийного архива Института марксизма- ленинизма при ЦК КПСС видно, что в первые дни февральской революции Кандалакшская большевистская организация уже су­ ществовала. Можно предположить, что истоки ее зарождения относятся к 1915 году. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz