Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).
временно возводились мосты. По водным путям — Белому и Барен цеву морям, озерам Онежскому и Имандре — материалы, оборудо вание, подвижной состав завозили в пункты, примыкавшие к строи тельству. И от каждого вели работы в двух направлениях. На се верном участке строительство началось одновременно от Канда лакши, разъезда Белого, Имандры, Оленьей и Колы; на среднем участке — от Кандалакши, Княжой Губы, Чупы, Поньгомы, Ке ми и Сорокской. Создавалась дорога в крайне тяжелых условиях. Строители проявили немало изобретательности и смекалки. Около Канда лакши, например, инженер В. П. Ивашев построил первую в мире фильтрующую дамбу. Этот новый вид искусственных сооружений впоследствии вошел во все учебники по гидротехническому и же лезнодорожному строительству и теперь применяется широко. Кстати, Василий Петрович — внук видного декабриста В. П. Ива шева, члена Южного общества. Инженер В. П. Ивашев был опытным строителем. Он участво вал в сооружении железной дороги Петербург— Вологда, был начальником пути Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. С 1910 года строил Амурскую железную дорогу, а с лета 1915 года — на сооружении Мурманки, начальником 6-го (Княже- губского) участка. После Октября 1917 года Василий Петрович многие годы трудился на Севере, в частности, строил мосты через реку Ковда, системы водоснабжения на станциях Княжая, Кан далакша, Охтоканда, ведал работами по электрификации участка Кандалакша — Мурманск. И другие специалисты внесли немало нового, нетрадиционного в практику железнодорожного строительства. По инициативе ин женера В. В. Реентовича, например, для того чтобы не задержи вать укладку пути, около станции Зашеек за две недели построи ли временный мост через реку Нива длиной около 300 метров. Инженер А. А. Боровик предложил оригинальные конструкции деревянных мостовых ферм. По расчетам инженеров, для прокладки линии Кандалакша — Кола требовалось 20 тысяч рабочих. Их вербовали в Нижегород ской, Казанской, Симбирской, Пензенской, Калужской, Смолен ской и Ярославской губерниях; и лишь небольшое количество их было из северных краев. Люди трудились в две смены, по 12 часов каждая, без праздничных и выходных дней. Нормы выработки устанавливались исходя из положения, разработанного в 1843 го ду, еще при крепостном праве. Несчастные случаи со смертель ным исходом, тяжелые увечья были нередки. Причем, согласно существовавшим тогда правилам, пособие родственникам в таких случаях казной не выплачивалось. Нанимали людей обычно десятники, а иногда — инженеры 4$
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz