Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

временно возводились мосты. По водным путям — Белому и Барен­ цеву морям, озерам Онежскому и Имандре — материалы, оборудо­ вание, подвижной состав завозили в пункты, примыкавшие к строи­ тельству. И от каждого вели работы в двух направлениях. На се­ верном участке строительство началось одновременно от Канда­ лакши, разъезда Белого, Имандры, Оленьей и Колы; на среднем участке — от Кандалакши, Княжой Губы, Чупы, Поньгомы, Ке­ ми и Сорокской. Создавалась дорога в крайне тяжелых условиях. Строители проявили немало изобретательности и смекалки. Около Канда­ лакши, например, инженер В. П. Ивашев построил первую в мире фильтрующую дамбу. Этот новый вид искусственных сооружений впоследствии вошел во все учебники по гидротехническому и же ­ лезнодорожному строительству и теперь применяется широко. Кстати, Василий Петрович — внук видного декабриста В. П. Ива ­ шева, члена Южного общества. Инженер В. П. Ивашев был опытным строителем. Он участво­ вал в сооружении железной дороги Петербург— Вологда, был начальником пути Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. С 1910 года строил Амурскую железную дорогу, а с лета 1915 года — на сооружении Мурманки, начальником 6-го (Княже- губского) участка. После Октября 1917 года Василий Петрович многие годы трудился на Севере, в частности, строил мосты через реку Ковда, системы водоснабжения на станциях Княжая, Кан­ далакша, Охтоканда, ведал работами по электрификации участка Кандалакша — Мурманск. И другие специалисты внесли немало нового, нетрадиционного в практику железнодорожного строительства. По инициативе ин­ женера В. В. Реентовича, например, для того чтобы не задержи­ вать укладку пути, около станции Зашеек за две недели построи­ ли временный мост через реку Нива длиной около 300 метров. Инженер А. А. Боровик предложил оригинальные конструкции деревянных мостовых ферм. По расчетам инженеров, для прокладки линии Кандалакша — Кола требовалось 20 тысяч рабочих. Их вербовали в Нижегород­ ской, Казанской, Симбирской, Пензенской, Калужской, Смолен­ ской и Ярославской губерниях; и лишь небольшое количество их было из северных краев. Люди трудились в две смены, по 12 часов каждая, без праздничных и выходных дней. Нормы выработки устанавливались исходя из положения, разработанного в 1843 го­ ду, еще при крепостном праве. Несчастные случаи со смертель­ ным исходом, тяжелые увечья были нередки. Причем, согласно существовавшим тогда правилам, пособие родственникам в таких случаях казной не выплачивалось. Нанимали людей обычно десятники, а иногда — инженеры 4$

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz