Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

НОВЫЙ ПУТЬ К МОРЮ андалакшские железнодорожники с уверенностью говорят: город начался с прокладки железной дороги к берегам незамерзающего моря Баренца... Вопрос о проведении железных дорог на Севере обсуждался в конце прошлого века неоднократно. На Мурманском берегу предполагалось построить военный порт — опорный пункт для действий русского флота в случае войны. Высказывалось предположение: в связи с не­ отложной государственной необходимостью прежде всего соеди­ нить железной дорогой незамерзающие гавани Мурманского бе­ рега с Кандалакшей, а впоследствии соединить ее с линией Во­ логда—Архангельск. Мнение о «проложении рельсовой сети до одной из незамерзающих гаваней на Мурманском берегу» имело немало сторонников, но тогда проект строительства не по­ лучил одобрения. Однако жизнь настоятельно требовала связать Север с цент­ ром страны. В 1913 году начали строить железную дорогу от Пе­ тербургско-Вологодской дороги до Петрозаводска. Начавшаяся мировая война потребовала продолжить ее на Мурман. Прокладку трассы разбили на три части: южную — от Петро­ заводска до Сорокской бухты, среднюю — от Сорокской бухты до Кандалакши и северную — от Кандалакши до Мурмана. Вот тогда-то и пригодились предварительные изыскания инженеров Риппаса, Журдана и Романова. Детальные изыскания велись в ходе строительства. В начале 1915 года начались работы на линии Петрозаводск — Сорокская бухта, летом 1915 года — на линии от Кандалакши до Мурмана. И лишь несколько месяцев спустя развернулись работы на среднем участке — от Сорокской бухты до Кандалакши. Дело в том, что вначале предполагалось от Сорокской до Мурма­ на, или в крайнем случае от Сорокской до Кандалакши, железную дорогу вообще не строить; сообщение на этом участке, мол, мож­ но вести морским путем, используя в зимнее время ледоколы. Общая стоимость строительства Мурманской железной дороги от Петрозаводска, протяженностью 1054 километра, определялась в 160 миллионов рублей; из них около 40 миллионов рублей пред­ полагалось затратить на сооружение участка на территории Коль­ ского края — от Пояконды до Мурмана — длиною 370 километров. Окончить строительство наметили осенью 1916 года, это должно было облегчить снабжение русской армии всем необходимым из стран-союзниц по войне с Германией. Оборудование для Мурманстройки, продовольствие поставляли в основном фирмы США, Англии, Франции, Норвегии. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz