Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

вавший еще в 90-х годах прошлого века подробную карту Хибин­ ских гор. Но уже к концу XIX века началось изучение возможностей строительства железной дороги до Мурманского берега. По ука­ занию специально созданной комиссии инженер Журдан провел изыскания между Кемью и Кандалакшей, выставил пикеты и от­ метки высот, наметил просеки. В июне—июле 1894 года инженер Б. А. Риппас со студентами Горного института Е. А. Траубе, П. Б. Риппасом и А. В. Корвин-Круковским осмотрели местность от Кандалакши до Екатерининской гавани. И в то же время состояние экономики Кольского полуострова оставалось на крайне низком уровне. Это объяснялось как общей отсталостью России, так и тем, что царское правительство про­ водило политику умышленного пренебрежения нуждами окраин. Однако богатые просторы привлекали сюда новых людей, побуж­ дали интерес предпринимателей. СТАЛИ У КОВДЫ ЗАВОДЫ / "Ч таринное поморское село Ковда и сейчас лежит в сто- I тельств. Правда, досталось нам в наследство чудо — роне от больших дорог. А раньше туда вообще мож- к но было добраться только морем. Века пронеслись над старой Ковдой, оставив очень мало о ней свиде- ЫІГ T f l n L / 'T D ГТ П ОП П О пллто UQ 1I Г» U Q C T T D П ^ Т И А І І -------- высится над поморским селом Никольская церковь, срубленная мужиками, по некоторым данным, в 1705 году, а по другим — еще раньше, в 1651 году. Но есть у Ковды страницы, которые останутся в истории на­ долго. Связаны они с лесопильными заводами. На рубеже прошлого и нынешнего веков процесс зарождения и развития капитализма коснулся и этого глухого северного угла. Сначала беломорский промышленник Русанов в 1892 году на острове Березовом, при впадении реки Ковды в Кандалакш­ ский залив, построил лесопильный завод, первый в Заполярье. Через несколько лет близ той же Ковды встал завод шведа Ослунда, перешедший потом к другому промышленнику — А. Бер- грену. А через два года английский предприниматель К. Стюарт на острове Оленьем построил третий лесозавод. Стала Ковда крупным центром лесопильной промышленности Беломорья. Уже в 1900 году по количеству перевезенных грузов Ковдский порт среди беломорских портов занял второе место после Архангель­ ска. Основная часть рабочих ковдских заводов состояла из жите- 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz