Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).
тический — добыча жемчужных раковин в реках Ниве, Колвице, Ковде, Канде, Керети. Не отсюда ли название одной из станций железной дороги недалеко от Княжой — «Жемчужная»? О жемчужном промысле на Севере сохранилось немало доку ментальных свидетельств, приведены они и в «Истории государ ства Российского» Н. М. Карамзина. А вот запись книги домовой казны патриарха Никона: «В патриаршую казну поставлено жемчуга всякого 28 зерен, крупного и мелкого, неалмазного (т. е. нешлифованного. — Е . Р.), Варжуского сбору... (1655— 1657 го дов. — Е . Р.) весу в том жемчуге золотник». Жители русского Севера знали: жемчуг следует искать в ре ках, куда заходит семга. Отсюда предание о том, что жемчужина рождается в ее жабрах. Масштабы промысла жемчуга, судя по всему, были немалы ми, по крайней мере, и сейчас в исконно поморских семьях хра нятся как реликвии старинные одеяния, разукрашенные нашиты ми зернами жемчуга. Одному из создателей музея в Кандалакше И. Ф. Степанову довелось видеть в Ковде кокошник, отделанный десятками крупных и сотнями мелких жемчужин. На восток от Кандалакши, в районе Порьей губы, в XVIII веке были серебряные рудники. Началась разработка в 1732 году на острове Медвежьем. Уже в следующем году жители Архан гельска Федор Прядунов, Егор Собинский и Федор Чирцов добыли здесь 35 фунтов благородного металла. Всего вывезено с острова 46 пудов самородного серебра. Впоследствии рудники были забро шены. Но все же основные средства к существованию местному на селению давало рыболовство. Море кормило людей. И не случай но тех, кто некогда поселился на пустынных берегах Белого мо ря, называли поморами. Они слыли опытными мореходами и пускались в плаванье, сверяясь преимущественно с рукописны ми тетрадями, где указаны были румбы и расстояния между приметными местами с описанием этих мест, а иногда с обозна чением глубин, якорных стоянок, естественных створов и грубым изображением очертаний берегов. Такие лоции обычно хранились в секрете и передавались от отца к сыну, из рода в род. Сами поморы называли их «Устав как суда водить» или «Расписанием мореходства». Начинались они так: «Сие мореходное описание со ставлено вернейшим порядком, по которому мореплаватели нахо дят, то есть узнают все опасные места и через то сберегают жизнь свою». Затем следовала молитва, потом поморский компас, далее шло наставление для плавания и описание подходов к якор ным местам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz