Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).
Ковдой и Кандалакшей были разбиты русскими князьями. Отсю- да-де и наречена губа Княжей. В Ковде, Княжой Губе, Кандалакше изготавливали бочки- сельдянки, рыболовные суда, валили лес, обрабатывали древеси ну. Надо сказать, что на Руси строить суда умели хорошо. И здесь, на Севере, люди широко использовали этот опыт. Если просле дить этимологию морских и судовых слов, употребляемых нынеш ними мореплавателями, то можно найти в них еще уцелевшие остатки старины, как свидетельство древнейшей и плодотворней шей истории русского судостроения и судоходства. На Белом море насчитывалось более двадцати видов судов. Поморские лодьи не уступали по грузоподъемности иностранным кораблям того времени и превосходили их по мореходным каче ствам и прочности. И лишь после указов Петра Первого с запре том на закладку кочей и лодей, ибо это мешало строительству более совершенных судов, искусство беломорских корабелов ста ло угасать. Но еще долго кандалакшцы имели свой, неповтори мый почерк в сооружении малых судов. Их карбасы и лодьи отличались от карбасов и лодей, построенных, к примеру, варзу- жанами. В трудовых занятиях кольского населения значительное место занимал извозный промысел. В зимнее время на оленях, а летом пешком и на лодках доставлялись грузы на Мурманский берег. Было это дело трудным, исполнялось неохотно. Косвенное свиде тельство тому — жалоба (1626 год) ковдских жителей на канда- лакшцев, которые якобы не выделяют государевым гонцам нуж ного количества подвод. Исследователи и путешественники писали, что зимой из Кан далакши в Колу они добирались на оленях. А летом от Канда лакши до южной оконечности озера Имандра шли пешком, озеро переплывали на лодках, и дальше — то снова пешком, то на лод ках. К тому времени уже существовали почтовые станции, их обслуживали саамы. Любопытно, что Мурманская железная дорога прошла в основном по тому же пути, который проложили первые поселенцы края. Даже названия некоторых станций остались от почтового тракта: Зашеек, Ягельный бор, Пулозеро, Кица... В «Архангельских губернских ведомостях», издававшихся с 1838 года, содержится немало данных о нашем крае той поры и сообщается, что между Кандалакшей и Колой имеется семь почтовых станций с оленями. «...Эти олени употребляются только зимою, летом же содержатели станций, лопари, обязаны все т я жести, как почтовые, так и проезжающих, переносить на себе...». Среди других промыслов местных жителей был и весьма экзо 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz