Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

Богатая рукописно-книжная традиция, существовавшая на Се­ вере, издавна привлекала внимание ученых. Археографическая экспедиция Института русской литературы Академии наук СССР в 1960 году собрала в Кандалакше тридцать рукописей. Особенно большой интерес вызвал сборник «Слов и поучений» конца XV — начала XVI веков, подаренный ученым Ириной Дементьев­ ной Пушкаревой. Тогда же было обнаружено шестнадцать старо­ печатных книг, вышедших еще в XVII веке. В одну из них, изда­ ния 1627 года, вплетено пятьдесят семь прекрасно исполненных рукописных листов. Их бумага и почерк подобраны столь искусно, что даже опытный глаз с трудом обнаруживает отличие руко­ писных страниц от печатных. Мои земляки оказали большую помощь экспедиции в сборе древних книг. М. И. Мерлушкин из села Ковда подарил ученым несколько рукописных сборников, К. С. Чалкова — четыре руко­ писных и три старопечатных книги, сохранившиеся из некогда большого родового собрания. Однако исследователям удалось обнаружить далеко не все из имеющихся у местных жителей па­ мятников древнерусской письменности. Более чем через десять лет в той же Ковде было собрано их еще около девяноста. С чер­ дака одного из домов археографы извлекли пачку рукописных книг, которые крошились при одном только прикосновении к ним. В этом гибнущем собрании были сочинения Семена Денисова об осаде Соловецкого монастыря в списке XVIII века, отдельные листри из рукописей разного времени... Вполне возможно, по избам крестьян-поморов разошлись и книги Кандалакшского монастыря. Их по описи 1705 года чис­ лилось сто пятьдесят восемь. В числе прочих — две Грамматики (одна печатная, другая «письмянная»), Книга Летописец, Книга Нила Сорского, известного русского писателя. Наличие в монасты­ ре таких изданий, как Летописец, не случайно. Любители чтения проявляли живой интерес к историческому прошлому России. Д о ­ ступны были книги не только монастырской братии, но и сельским жителям. При монастыре находилась школа для мальчиков, в которой в разное время занимались от 6 до 18 человек. Сохранился уни­ кальный рукописный требник, включающий «Молитву на учение грамоте». Она дает возможность предположить, какова была про­ грамма обучения детей, когда начинались и заканчивались заня­ тия. С середины октября, после осенней путины и полевых работ дети от семи лет и старше могли приступить к учебе. Основным пособием им служил псалтырь. Из уцелевших книг Кандалакшского монастыря в библиоте­ ках страны хранятся два Евангелия XVI и одно XV века. Монастырь был одним из опорных пунктов России на Севе- 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz