Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

монастырь с солеваренным заводом, имеющим 296 выварочных чанов. Ведут здесь торговлю англичане. Познания о Севере становились все углубленнее. В 1668 году кольскому воеводе Алексею Нащекину наказали приискивать слюду. Месторождения ее были обнаружены в трех местах: в 150 верстах от Кандалакши (в так называемой «Хлеб­ ной тундре»), в 12 верстах от Керети и в 50 — от Ковды. В XIX веке шло изучение Белого моря и прибрежных земель. В 1806 году генерал-майор Л. И. Голенищев-Кутузов представил в Адмиралтейский департамент полную карту Белого моря, на которой дано точное местоположение Кандалакши. На генераль­ ной карте Архангельской губернии (1829 год) уже показаны гра­ ницы Кандалакшской волости и почтовая станция Кандалакша. Многие годы осуществлял промеры Белого моря и описание его берегов выдающийся русский гидрограф вице-адмирал Миха­ ил Францевич Рейнеке. В 1830 году он уточнил положение бере­ гов Кандалакшской губы. По указанию Рейнеке мичман Милюков произвел промеры глубин залива в устье реки Нивы и определил высоту Крестовой горы. В «Гидрографическом описании Север­ ного берега», составленном в 1833 году, М. Ф. Рейнеке отмечает, что село Кандалакша имеет две церкви, 60 домов и 140 жителей: «Крестьяне этого села так же деятельны и в промыслах, как и прочие поморы, а потому и не столь бедны, как в карельских деревнях». Свидетельствует он и о том, что в Княжой есть цер­ ковь и 30 домов, 60 мужчин; в Ковде — церковь, 30 домов, 125 мужчин. В 1838 году был учрежден полицейский стан Кемского уезда. Он включал селения Кандалакшского, Ковдского и Керетского погостов, лопарских погостов — Бабинского, Еностровского, Ма- сельского, Нотозерского, Сонгельского, Мотовского, Пазрецкого и др. В состав Кандалакшского церковного прихода входили тогда село Кандалакша, выселок Федосеевский и лопарские погосты по берегам Имандры — Бабинский и Еностровской. МОНАСТЫРЬ ЗА РЕКОЙ у усское влияние на Севере усилилось с появлением р і здесь монастырей, в том числе и Кандалакшского. « " Ведь в те времена церковь выполняла, особенно сре- ж ди окраинного населения государства, роль носителя & 8SSC r культуры, нравственности, ускорителя общественного развития. В отдаленных местностях монастыри были центрами грамотности. Однако проникновение культуры на Север шло и через новгородцев — в средние века каждый десятый из них умел читать и писать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz