Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

Фашисты бомбили город, станцию, составы. Железнодорожни­ ки работали под непрерывным огнем. На рабочем месте погибли машинисты А. Д. Иванов и Н. Я. Кудрявцев. После каждого налета, а их порой было до пятнадцати, город терял людей. Но на место павших в строй вставали другие. На транспорте трудились кочегарами, помощниками машинистов и женщины: Александра Малышева, Екатерина Крутикова, Вера Ларионова, Анна Снет- кова, сестры Рябковы, Тамара Кузнецова, Александра Тюльтева, Мария Зимина, Анастасия Силина... В первые дни войны прославилась стрелочница станции Ала- куртти Анна Петровна Жаркова. При налете Анну Петровну ра ­ нило, но она не покинула поста. В ноябре 1943 года за успехи в труде, за мужество и отвагу А. П. Жарковой, первой в Мурман­ ской области, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Во время налета вражеской авиации, выводя состав из зоны огня, погибла, не покинув своего поста, восемнадцатилетняя стре­ лочница разъезда Гангос Мария Харченко. Неподалеку от стан­ ции Жемчужная водители локомотивов всегда дают скорбный гудок — здесь фашистская бомба попала прямо в паровозную будку локомотива, который вел машинист П. А. Чухнин; там он и похоронен. В мае 1943 года погиб машинист Е. Г. Ивченко, когда вел очередной состав со станции Лоухи в Кандалакшу. Сейчас у локомотивного депо Кандалакша стоит памятник — обелиск железнодорожникам, погибшим в годы войны на трудо­ вом посту. На нем имена машинистов, помощников машинистов, кочегаров, уборщиц депо. Ответственная задача — быстро восстанавливать разрушен­ ные пути и линии связи, чтобы не допустить перебоев в продви­ жении фронтовых составов, легла на плечи путейцев и связистов. Исключительное мужество и подлинную доблесть проявлял кол­ лектив восстановительного поезда, руководимый С. Н. Шитико- вым. Восстановители всегда были начеку, быстро устраняли повреждения. С. Н. Шитиков был награжден орденом Красного Знамени. Умело водили поезда машинисты Н. Тчайников, А. Вилков, Н. Афанасов, С. Горбулев, А. Давыдкин, электровозники В. Пы- халов, Н. Григорик, В. Бачурин; самоотверженно трудились кон­ дукторы А. Курмашин, Н. Викторов, Ф. Яковлев, А. Пекурин, поездные вагонные мастера М. Баранов, А. Беляев, Т. Неброев. З а самоотверженный труд были удостоены высоких наград пу­ тейцы А. Кондратьев, М. Морозов, С. Гриневский, В. Кириллов, М. Петров, М. Журавлев, П. Иванов, начальник станции Канда­ лакша Л. Карпов, стрелочник В. Ерин, составители поездов В. Пахомов, А. Зенков. Машинист В. Пыхйлов был награжден 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz