Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).

жения. В период войны на фронт ушли свыше шестисот машино­ строителей. Из оставшихся почти 90 процентов несли службу в различных военизированных формированиях. «Все для фронта! Все для победы!» — под таким лозунгом трудились кандалакшцы. Они организовали производство воору­ жения и боеприпасов, организовали ремонт боевой техники. А на механическом заводе остались по сути дела голые стены, оборудование его было вывезено в тыл, остались лишь четыре станка, кое-что собрали на других предприятиях. Партийное бюро и хозяйственное руководство завода на каж ­ дом ответственном участке расставили знающих дело людей. Члены партбюро держали под контролем производство чертежей, разработку технологического процесса, вместе с конструкторами, мастерами, рабочими по нескольку суток не уходили с завода. И в первой декаде сентября машиностроители запустили в обра­ ботку первую партию деталей для 20 минометов. За десять дней сентября на заводе отлили 1000 корпусов гранат. Особое внимание было уделено рационализации производства. К примеру, корпуса мин стали делать из чугуна, появилась воз­ можность экономить остродефицитную сталь и освободить не­ сколько станков. По новому способу начали изготавливать вы­ брасыватели, чеки взрывателей противотанковых мин. Это вы­ свободило квалифицированных рабочих и несколько станков. Фронтовые заказы стали выполнять и другие предприятия Кандалакши. Для нужд фронта работали коллективы лесозаво­ дов, рыбоконсервщики. Вагонное депо ремонтировало технику. Электродепо производило минометы. Артели промкооперации ор­ ганизовали ремонт солдатской одежды. Огромен вклад железнодорожников в дел'о победы над врагом. Они обеспечивали четкую работу участка дороги. Самоотвержен­ но трудились поездные бригады, значительно быстрее, в сравне­ нии с мирным временем, производя формирование поездов, эки­ пировку локомотивов'Г Рабочие и инженерно-технические работ­ ники депо, а их в Кандалакше было два — паровозное и электро­ возное, не уходили домой, не закончив ремонта машин. Желая оказать как можно больше пользы фронту, молодые железнодорожники Кандалакши начали сбор средств на самоле­ ты. Их обращение нашло отклик у мурманчан. Авиаторы, узнав о сборе средств на новые самолеты, развернули соревнование за право служить в эскадрилье «Комсомолец Заполярья». К декаб­ рю 1941 года на строительство самолетов поступило 3 миллиона 16 тысяч рублей. Двенадцать новеньких МИГов прибыли под Мурманск. Кандалакшцы участвовали также в сборе средств на строительство авиаэскадрильи «Советский Мурман», на народные деньги строились и танки. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz