Разин, Е. Ф. Кандалакша / Е. Ф. Разин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1991. – 161, [2] с. : ил. – (Города и районы Мурманской области).
жения. В период войны на фронт ушли свыше шестисот машино строителей. Из оставшихся почти 90 процентов несли службу в различных военизированных формированиях. «Все для фронта! Все для победы!» — под таким лозунгом трудились кандалакшцы. Они организовали производство воору жения и боеприпасов, организовали ремонт боевой техники. А на механическом заводе остались по сути дела голые стены, оборудование его было вывезено в тыл, остались лишь четыре станка, кое-что собрали на других предприятиях. Партийное бюро и хозяйственное руководство завода на каж дом ответственном участке расставили знающих дело людей. Члены партбюро держали под контролем производство чертежей, разработку технологического процесса, вместе с конструкторами, мастерами, рабочими по нескольку суток не уходили с завода. И в первой декаде сентября машиностроители запустили в обра ботку первую партию деталей для 20 минометов. За десять дней сентября на заводе отлили 1000 корпусов гранат. Особое внимание было уделено рационализации производства. К примеру, корпуса мин стали делать из чугуна, появилась воз можность экономить остродефицитную сталь и освободить не сколько станков. По новому способу начали изготавливать вы брасыватели, чеки взрывателей противотанковых мин. Это вы свободило квалифицированных рабочих и несколько станков. Фронтовые заказы стали выполнять и другие предприятия Кандалакши. Для нужд фронта работали коллективы лесозаво дов, рыбоконсервщики. Вагонное депо ремонтировало технику. Электродепо производило минометы. Артели промкооперации ор ганизовали ремонт солдатской одежды. Огромен вклад железнодорожников в дел'о победы над врагом. Они обеспечивали четкую работу участка дороги. Самоотвержен но трудились поездные бригады, значительно быстрее, в сравне нии с мирным временем, производя формирование поездов, эки пировку локомотивов'Г Рабочие и инженерно-технические работ ники депо, а их в Кандалакше было два — паровозное и электро возное, не уходили домой, не закончив ремонта машин. Желая оказать как можно больше пользы фронту, молодые железнодорожники Кандалакши начали сбор средств на самоле ты. Их обращение нашло отклик у мурманчан. Авиаторы, узнав о сборе средств на новые самолеты, развернули соревнование за право служить в эскадрилье «Комсомолец Заполярья». К декаб рю 1941 года на строительство самолетов поступило 3 миллиона 16 тысяч рублей. Двенадцать новеньких МИГов прибыли под Мурманск. Кандалакшцы участвовали также в сборе средств на строительство авиаэскадрильи «Советский Мурман», на народные деньги строились и танки. 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz