Разин, Е. Ф. Кандалакша: азбука истории / Е. Ф. Разин. – Апатиты : Полиграф, 2001. – 160 с. : ил. – (Наша память).
"Южными морскими воротами Кольского полуострова город стал после прихода первого корабля в 1915 году. Эта дата считается отсчетной в истории Кандалакши как города-порта”. Это - цитата из одной местной газеты. Слово “первый” я выделил сам, чтобы показать, как нелепы бываем мы, заглядывая в свою историю. Прежде всего, если быть абсолютно точным, города как такового в том году и не было, была тогда Кандалакша не большим поморским селением на берегу моря, лишь с началом строительства железной дороги стала развиваться. Тогда же, действительно, “в третий день июля” 1915 года были выделены средства на сооружение временной пристани в Кандалакше. Но это никак не значит, что наша Кандалакша, раскинувшаяся в “Кандолажской губы, усть Нивы реки”, к морю никакого касательства не имела и не видывала кораблей, сподобилась этому лишь в том самом 1915 году. С морем наши предки связаны издавна. Вот лишь одно документальное свидетельство этому. Уже упоминавшийся неоднократно голландец Симон ван Салинген в своем “Сообщении... о земле Лопи...”, относящемся к XV веку, рассказывал о морском сражении неподалеку от нынешней Кандалакши, и место, где корабли наших соотечественников разгромили западных пришельцев, теперь зовется Княжая Губа. Известы нам и русские воеводы, возглавлявшие русских воинов. В Вологодско-Пермской летописи под 1496 годом сообщается: “Того же лета, июня, посылал князь великий Иван Васильевич воевод своих князей Ушатых, Ивана Бородатого да Петра за море немец воевати каян, а с ними силы: устюжане, пермичи, двиняне, важене. И повоеваша землю ту, и взяша три бусы со всем на море, и полону приведоша, и приидоша воеводы великого князя поздорову со всеми силами октября”. Поясняю: бусы - это в прежние времена названия, скажем, марки кораблей. А вот как сообщил обо всем этом Салинген в своем “Сообщении...”, дошедшем до русской общественности всего в 1901 году: 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz